Каменщик Илья из Минска решил заработать на «олимпийской стройке» в России. Работа нашла его сама. В лице троюродного брата племянника жены, некоего Антона.
Тот красноречиво живописал открывающиеся перед «родственником» возможности: полгодика работы в предолимпийском городе Сочи на стройке, зарплата в семь раз выше нынешней, проживание и питание «за счет принимающей стороны», трудовой договор подпишется на месте. Домочадцы Ильи глазом моргнуть не успели, как парень уже приобрел билет на поезд и деловито строчил заявление по собственному. Дело было в конце лета. К декабрю разочарованный парень вернулся домой без гроша в кармане. Как и следовало ожидать, на словах все было слишком хорошо, чтобы оказаться правдой.
«Жить пришлось в каких-то бараках, по шесть человек на двенадцать квадратных метров. Кормили бесплатно, но мне после такой кормежки язву желудка лечить еще предстоит, — рассказывает расстроенный донельзя каменщик. — Работали по четырнадцать часов в сутки. Сначала пообещали выплатить все деньги через два месяца, затем через три, в конце смены. Насчет трудового договора — молчок. В итоге, когда я пошел ругаться с начальством, мне заявили: никаких документов на меня не оформлялось, деньги я смогу получить только в том случае, если привезу себе рабсилу на замену. Теперь понимаю, каким я был бараном. Что теперь предъявить в милиции? У меня ни контракта, ни трудового договора. Кто поверит, что я там горбатился три месяца? Но мне казалось, свой своего уж никак не обидит, Антон ведь там тоже работает. Поверил на свою голову»
«Каждое государство имеет свои законы, регулирующие процесс трудоустройства иностранных граждан, и, конечно же, правила трудоустройства различаются, — объясняет руководитель инфолинии программы «Ла Страда» МОО «Гендерные перспективы» Ирина Пацанович. — Сегодня Россия является одним из «проблемных» направлений. Из-за безвизового режима пересечения границы и отсутствия паспортного контроля мы все чаще сталкиваемся с предложением подписать трудовой договор «на месте», уже после того, как работник из Беларуси приедет в назначенную точку. Такая ситуация сложна тем, что, проделав долгий путь и настроившись на работу, наши граждане уже мало внимания обращают на документальную сторону оформления процесса трудоустройства. Они не вникают в то, какой договор подписывают, какие налоговые вычеты из указанной суммы будут производиться. Кстати, схема подобного «лохотрона», с которой столкнулся Илья, имеет несколько вариаций: вам могут заплатить половину обещанной суммы, заверив, что вторую половину выдадут после работы на другом строительном объекте в другом регионе России. А там — та же история. Платят, но намного меньше. Личные документы забирают и при малейшем возмущении с вашей стороны грозят устроить вам проблемы с миграционными либо правоохранительными органами».