Убытки ОАО «Полесье» за 2014 год составили 21 миллиард рублей.
Есть на некоторых предприятиях руководители, считающие, что в кризис лучше ничего не делать: авось все само рассосется. Проблемы, разумеется, только нарастают как снежный ком. Наглядный пример такого отношения к делу — пинское ОАО «Полесье». С каждым годом бывший гигант наращивал миллиардные убытки, склады переполнялись, часть оборудования простаивала, а руководство при этом ездило по загранкомандировкам, в том числе и в очень дальнее зарубежье.
Заместитель председателя Пинского межрайонного КГК Виктор Гордич приводит цифры:
— За прошлый год чистый убыток возрос к уровню 2012 года в 19 раз и превысил 55 миллиардов рублей. В этом году суммы растут. Убытки за январь — апрель 2014 года — свыше 21 миллиарда, и это в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 года. Значительно ухудшились показатели ликвидности и платежеспособности. В прошлом году «Беллегпром» довел предприятию 11 прогнозных показателей: 9 не выполнено.
Чтобы пополнить оборотку, здесь, как и во многих других подобных случаях, руководство брало кредиты, которые, увы, панацеей не стали. В прошлом году фирма произвела продукции на 355 с лишним миллиардов рублей, а затратила на производство 360 миллиардов, причем более 15 миллиардов ушло на погашение кредита. Предприятие быстро сдавало позиции. Государство при этом неоднократно протягивало «Полесью» руку помощи, что выражалось в конкретных суммах. В 2012 году — более пяти миллиардов, в 2013-м — полтора. Предполагалось, что фирма пустит деньги в оборот и существенно повысит рентабельность и проведет модернизацию. Увы, чуда не произошло. Предприятие снова ушло в минус. Да и многие мероприятия по перевооружению фабрики так и остались на бумаге бизнес-плана.
Виктор Гордич продолжает:
— Они должны были построить собственную котельную, ввести новое оборудование, нарастить объемы производства и увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Все это было сделано не полностью и с затягиванием сроков. Котельная заработала лишь в ноябре 2013 года — и то в режиме пусконаладки, а введена в эксплуатацию лишь весной текущего года, хотя ее должны были запустить еще в 2012 году. Кроме того, по бизнес-плану, утвержденному в 2011 году, планировалось уменьшить нормы расхода сырья, увеличить производительность труда. В этом году во время проверки оказалось, что из семи мероприятий бизнес-плана не выполнено ни одно.
Часть закупленного фабрикой дорогого оборудования и материалов и вовсе оказалась ненужной. Еще в мае 2011 года предприятие купило у нидерландской фирмы Damko B. V. оборудование за 40,4 тысячи евро по льготному кредиту, выделенному под гарантию правительства. Однако нидерландская аппаратура простаивает. В это же время, с 2011 по 2012 год, «Полесье» закупило более 4 тонн химикатов и красителей на 520 миллионов рублей. Они также легли на полку. По некоторым уже истек гарантийный срок.
И это далеко не полный список проблем. Все это, конечно, отражается на кошельке работников, средняя зарплата у которых сегодня меньше, чем в целом по региону. Что не стало для руководства поводом ограничить себя в загранкомандировках. В прошлом году на 126 выездов было потрачено почти 840 миллионов рублей. Ездили в Нидерланды, Бангладеш, Турцию, Францию... Вот только результаты, как говорит Виктор Гордич, существенного влияния на развитие фирмы не оказали.
К примеру, бывший гендиректор, заместитель главного инженера и переводчик были в Кельне на выставке подержанной техники и оборудования. В отчете описали виды оборудования и сделали вывод, что цены и условия поставки на оборудование договорные. Заместитель генерального директора ездил в Нью-Йорк и Вашингтон. Участвовал в международной текстильной выставке и семинаре. По возвращении отчитался: для продвижения продукции предприятия на американский рынок в первую очередь нужно искать партнера, который будет представлять интересы предприятия на рынке. Открыл Америку.
Большинство вопросов можно адресовать прежнему руководству. Новый гендиректор, Александр Хвесюкович, назначенный в этом году, пытается вывести предприятие из пике. Начать решил с непопулярной меры — сокращения сотрудников. Здесь стоит сказать, что штат на «Полесье» действительно большой: почти три тысячи человек. При этом аппарат управления, ИТР и служащие непроизводственной сферы — почти 600. В плане на 2015 год численность предприятия должна составить 2122 человека. Кроме того, новый директор планирует перевести аппарат управления на производственную площадку, избавившись от здания, на обслуживание которого уходит более миллиарда в месяц. Но главным остается вопрос продукции.
Гендиректор комментирует:
— Мы ориентировались на дешевые трикотажные изделия. На этом и провалились. Нас победила продукция из Азии, которая сегодня ввозится массово, часто нелегальными партиями через открытую границу. Не берут нашу продукцию и на российском рынке, потому что дорого. А если продавать дешевле — уходим в минус. Очевидно: выпускать заведомо простые и дешевые вещи невыгодно. Сейчас работаем над модернизацией, перестраиваем подход к организации художественной мастерской, планируем ввод новых изделий. Нужно работать коллекциями: определить базовую концепцию на сезон и под нее потом подстраиваться, изучая покупательский спрос.
В структуру объема производства на вторую половину этого и следующий год уже занесено увеличение количества изделий из пряжи. Руководство планирует выйти на рентабельность. Но вопросы остаются. Очень непросто сократить за короткий срок тысячу человек. Для райцентра это существенная цифра. И сможет ли производство легко и быстро перейти на дорогие изделия, ведь нужно еще найти покупателя, завоевать свой сегмент рынка...
И еще. В Беларуси успешно работает множество частных трикотажных фирм. Им не мешают ни азиатские конкуренты, ни внутренние проблемы. Почему «Полесью» за ними трудно угнаться?
Александр Хвесюкович отвечает откровенно:
— Если мы не можем с ними конкурировать, значит, это наша проблема. Не умеем правильно организовать процесс, уловить тенденции рынка и вовремя выпустить те изделия, которые сегодня востребованы. Над этим будем работать.