Ситуация с Терезой Стшелец разрешается на дипломатическом уровне. Представитель МИДа Польши обсудил вопрос с белорусским послом в Варшаве, а польское посольство в Минске вчера направило белорусскому МИДу ноту по этому поводу. Польская сторона призывает власти Беларуси «разрешить ситуацию гуманно», рассказал журналистам пресс-секретарь польского внешнеполитического ведомства Мартин Босацки. По его словам, гражданке Польши стоило обратиться к властям гораздо раньше. Ситуация уже приняла политическую окраску.
Как сообщалось, женщина не имеет возможности выехать из Беларуси и объявила голодовку, считая несправедливыми выдвинутые ей условия. Конфликт имеет уже годовую историю.
В апреле прошлого года гражданка Польши Тереза Стшелец приехала в Беларусь на автомобиле ChryslerJeepCherokee 1997 года выпуска, но уехала без него. По ее словам, машина сломалась, ее пришлось оставить ее у друзей. Однако забирать автомобиль Стшелец не торопилась, и осенью им воспользовался сын друга. Тогда-то и выяснилось, что госпожа Стшелец нарушила белорусское законодательство, оставив машину.
В соответствии с ним автомобиль мог быть ввезен только на срок пребывания ее самой, который не должен превышать года. Передать его в пользование кому-то другому без уплаты таможенных пошлин законодательство запрещает. Суд приговорил гражданку к уплате штрафа в размере 2 млн. рублей и конфискации автомобиля. Приговор она сочла несправедливым и подала апелляцию в суд высшей инстанции, который вынес иное решение – штраф в 500 тыс. рублей, а авто – вернуть владелице. Однако выяснилось, что таможня его продала, она предложила бывшей владелице деньги – порядка 6 тыс. долларов. При всем этом гражданка Польши, с аннулированной в апреле визой, оказалась должна белорусскому государству сумму более чем в 3 раза превышающую стоимость машины. Якобы накопилась пеня. Ни возможности, ни желания удовлетворять такой аппетит белорусского государства у несчастной женщины нет, и она не нашла ничего лучшего, как объявить голодовку в брестском консульстве.
Мнения местных наблюдателей, которые оценивают сложившуюся с Стшелец ситуацию не однозначно, основываясь на белорусском опыте. Во-первых, хоть госпожа Тереза и уехала за запчастями, это не помешало местному жителю и сыну друга эксплуатировать машину, что уже дает основания местным жителям, зарабатывающим на приграничном бизнесе, подозревать: машина была продана. Сделки на условиях «авось пронесет» не редки в приграничных районах, хорошо знакомы они и местной таможне.
Во-вторых, как известно, бизнес на конфискате в Беларуси поставлен хорошо, по всей стране существует сеть соответствующих магазинов. Если говорить об автомобилях, то их, как правило, покупают нужные люди, имеющие доступ к конфискату.
В-третьих, ситуация в принципе стала возможна из-за создания Таможенного союза и повышения таможенных пошлин на автомобили в разы, до уровня российских. Именно это заставило небогатых граждан Беларуси выдумывать хитрые схемы ввоза автомобилей из Польши и Литвы.