Как бороться с детскими страхами: советы Татьяны Ларье

29.11.2022 09:14

Сегодня  будем говорить с экспертом сетевого издания "БелНовости" по вопросам здоровья, членом Российской Ассоциации сомнологов, дипломированным сомнологом-консультантом Татьяной Ларье  про страхи громких звуков (пылесос, пила, миксер и т. д.). У детей бывают страхи в разном возрасте.  

Первый период - это возраст 7-8 месяцев. Второй период, когда приходится пик появления страхов, – это 2 года. 

Как же бороться с этими страхами? Начнем с возраста 2 года.

Татьяна, расскажите, как бороться с такими детскими страхами?

Давайте представим ситуацию. Включается пылесос (или иной гаджет, издающий громкие звуки). Ребенок кричит/забивается к вам на руки – боится. Что обычно ему говорят? Что он совсем не страшный, просто шумный, он полезный, не бойся его! 

ребенок
Фото: Pixabay

Теперь давайте попробуем эту ситуацию перенести на себя, чтобы была ярче выражена суть, чтобы понять, а работают ли эти слова. Представьте себе ситуацию. Вы вышли из квартиры, дверь захлопнулась. Перед вами огромная собака.

Смотрит на вас, рычит, огромные клыки, слюни капают! Вам страшно, вы делаете шаг назад. Забиваетесь в угол. А рядом стоит кто-то из знакомых и говорит вам: «Успокойся! Все ок! Это всего лишь собака, она просто рычит. Все в порядке». 

Вопрос: вам как-то помогут эти успокаивающие фразы справиться со своим паническим страхом? Вряд ли. Вы можете представить себе любую ситуацию, которая вгонит вас в сильный страх (необязательно собака). 

Постойте, а как же популярный тезис о необходимости проговаривать чувства ребенка, его эмоции?

Мы начитались в интернете, что необходимо проговаривать эмоции. Хорошо, дальше что? Ребенок и без вас в 2 года понимает, что он боится. Как и вы в своем возрасте понимаете, что вы боитесь этой страшной рычащей собаки. От проговаривания вашего страха он не уйдет. Верно? Потому что, даже когда взрослые работают с фобиями, им дают инструменты борьбы с ними. 

Нет никакого смысла проговаривать эмоцию ребенка, если после этого вы не даете инструменты, чтобы с ней справиться. Это то же самое, если вы сломаете ногу, а ваш друг скажет «тебе больно» и даст вам пореветь. Вместо того, чтобы сказать, где больница, и отвезти в нее. 

Ну и плюсом что мы имеем при таких словах. Ребенок мало того, что не борется по факту с этим страхом, поскольку вы не даете ему инструментов. В дальнейшем он не будет видеть в вас опору и поддержку в решении этого страха. По факту вы отсекли эту ситуацию и не признали важность проблем ребенка. И он не видит руку помощи от вас в похожих ситуациях. 

Можете рассказать подробнее алгоритм действий и на примере показать, как он работает?

Важно при работе со страхом понять его природу. У детей причин может быть очень много. 
Поэтому алгоритм борьбы со страхами такой.

  1. Определяем причину страха.
  2. Олицетворяем страх, показываем, как эту причину убрать = даем инструмент.
  3. В игровой форме закрепляем применение инструмента.
  4. Даем мотив сделать проблему (страх) выгодной для ребенка.

Разумеется ситуаций много. Покажу на одном примере, как это работает.

Например, мой сын в возрасте 2 лет  начал бояться пылесоса. Внезапно. 

1. Мы поговорили: 

- Чего ты боишься? 
- Вввввв.
- Громко? 
- Не.
- Ты боишься, когда он рядом с игрушками? 
- Да.
- Ты боишься, что он их съест? 
- Да.

Все! Дальше олицетворяем страх и даем инструмент. Берем шарик и кладем в пылесос и вместе разбираем его. Показываем, что все, что он запылесосит, мы быстро вернем. И что проглотить он может не все. Большинство игрушек просто в него не влезет. 

Уже проработав причину страха, можно подключать игры. Так как у ребенка уже есть инструмент «что можно делать, если случиться ужасное». Подключаем игру «найди пыль и засоси пылесосом». И игру «покажи, какие игрушки в пылесос не влезут» .

Потом даю мотив. Говорю, что если пол чистый, то машины будут хорошо кататься по нему. И перед игрой в машины включаю пылесос и немного прибираю область игры. 

Неделя таких проработок — и я могу спокойно пылесосить. Дело в шляпе. 

Каждый такой кейс имеет схожую структуру, но разные подходы. Так как мотив у каждого свой. Нужно проявить фантазию.

Татьяна, спасибо за подробную информацию с примером! Было очень полезно!

Андрей Иванов Автор: Андрей Иванов Редактор интернет-ресурса