Тема наказаний — одна из самых главных тем родительства.
Вместе с экспертом новостного портала «БелНовости» клиническим психологом Анастасией Ксенофонтовой обсудим:
В чем специфика метода наказания?
Единственный ли это способ взаимодействия с детьми?
Альтернатива наказаниям.
Наказания обычно идут в связке с поощрением. Это такой общепринятый способ воспитания: сделал что-то правильно — вот тебе пряник, сделал что-то не так и тебе нужно осознать свою неправоту — кнут. И для большинства родителей это звучит как будто бы правильно.
Если ребенок не понимает, как объяснить ему иначе? Так воспитали уже не одно поколение и вроде все выросли людьми. А людьми ли? Однако вопрос последствий наказаний — тема отдельной статьи.
Вернемся к кнуту и прянику. Такой способ стимулирования довольно недвусмысленно напоминает дрессуру. Подобным прямолинейным способом позитивно и негативно стимулируют животных. Нечеловеческими приемами.
Вывод, который в таком случае невольно напрашивается сам собой: ребенок — мой любимый близкий человек. Раз он человек, то у него свои собственные чувства, мнения и мысли, и нужно выстраивать с ним, как и с любым другим человеком, отношения. Отношения эти непростые, многогранные и очень интересные. И прежде всего они человеческие.
Вопрос, который в каждый отрезок времени, когда мы хотим как-то повлиять на ребенка, важно было бы задать самому себе: хочу ли я дрессировать своего любимого человека? Хочу ли я сводить наши интересные, захватывающие отношения к плоскому принципу «хорошо или плохо»?
Наказание — это акт доминирования сильного над слабым. Исходя из права сильного, мы полагаем, что наше мнение верное, а задача ребенка безоговорочно подчиниться. Взрослому с высоты виднее.
В наказаниях много взрослого бессилия.
Иной раз и хочется ребенку объяснить, почему так делать не стоит, но вот незадача - не находится аргументов, логических доводов, поэтому проще проявить силу и наказать. По сути своей это попытка обозначить и выстроить границы, но довольно извращенный способ это сделать.
Природа такого поведения лежит корнями в детстве самого родителя, когда он впитал схожую систему воспитания и запреты. Став взрослым, родитель реализует заложенную модель поведения, не задумываясь о том, существует ли иной способ.
Это единственный известный ему способ выстроить границы и объяснить законы этого мира. Если присмотреться, к такому инструменту коммуникации взрослый будет прибегать и в других ситуациях общения —предъявить себя в мир путем силы.
Как же тогда быть, если хочется быть со своим ребёнком человечным и строить с ним другие отношения? Когда мы принимаем факт того, что ребенок - отдельная личность, который имеет право на свои желания и чувства, нам открываются другие формы контакта - разговор, обсуждение, дискуссия.
Создается пространство, где обе стороны могут выразить свое мнение. Да, ребенок мал, пока не знаком с некоторыми вещими. Однако после трех лет он начинает довольно четко осознавать свои потребности и важно ему в этот момент поспособствовать.
Про все, что происходит в жизни ребенка, можно поговорить - почему важно доделать уроки и почему стоит убрать игрушки. Можно рассказать ребенку о том, что вы не готовы к бардаку в квартире, вы хотите с ним об этом поговорить.
Как будет выглядеть конструктивный способ выстраивания границ? Один из основных аспектов - чёткость. Решив для себя, что точно разрешается ребенку, а что нет, и следовать этим договоренностям.
Детям, как и людям в принципе, свойственно эти границы проверять и в моменты протестов будет важным соблюсти три момента.
1. Быть спокойным в момент разговора с ребенком. Это нормально, что при разговоре с ним у вас появляются разные чувства - например, злость. При этом важно, как вы с этими чувствами обходитесь - осознаете, а значит, контролируете или срываетесь на ребенке.
2. Быть последовательным в запретах. Если в семье введено какое-то правило, ему следует каждый член семьи.
3. Напоминать при этом ребенку, что вы его любите и дорожите им.
Будьте на одной стороне со своим ребенком!
Фото: Pixabay