Отвечать на этот вопрос нужно сразу с двух сторон: ребёнка и взрослого.
Обычно у родителей есть своё представление о том, как должен учиться ребёнок, что он должен изучать, как он должен развиваться.
Дмитрий Раевский, основатель сети клиник интегративной медицины, врач-педиатр, специалист по работе с психосоматикой и терапевтическому прикосновению, рассказал, почему дети не хотят учиться.
Исходя из этого, он проецирует на ребёнка какие-то свои ожидания. Ребёнок хочет учиться, он приходит в этот мир для того, чтобы его изучать. И до семи лет у него отмечается познавательная активность на максимальном уровне.
Может быть, вы замечали, что маленькому ребёнку всё интересно, ему хочется всё потрогать, 10 раз бросить одну и ту же ложку с одного и того же стола. И чем старше он становится, тем ему интереснее сходить на разные кружки и попробовать петь, танцевать, заниматься разными видами спорта.
Потом естественным образом познавательная активность ребёнка начинает угасать. Её нужно поддерживать. Но тут у многих родителей включается механизм, когда они чётко знают за ребёнка, что ему нужно изучать, делают за него выбор.
И всё это приходится на второе семилетие ребёнка, когда он уже полностью не привязан к родителям, у него начинает формироваться своё видение, мнение, желания. То есть ребёнок начинает идентифицировать себя в этом мире.
Но родители, не понимая, как вести себя в этой ситуации, стремятся просто переложить шаблоны, как они учились, как было с другими, как надо. Естественно, это вызывает бунт, сопротивление в ребёнке. И он начинает плохо учиться. И здесь важно понимать, что дети хотят познавать новое и учиться, но не хотят делать это так, как требуют родители.
Очень важно в этот период (с пяти до семи лет), когда потихоньку естественный процесс познания в ребёнке начинает угасать, то есть он какой-то минимум этой жизни узнал, познал её, и ему уже не так сильно всего хочется, он выбирает себе одну какую-то секцию/кружок, и ему уже неинтересно ходить на все подряд.
Это нормально, это естественно. И в этот период родителю важно быть чутким к ребенку, уважать его выбор, чем бы ребёнок не начал заниматься. Если мы не будем примешивать туда свои представления о том, как, например, сейчас ребёнок пойдёт на робототехнику без базовых основ математики.
Он просто пойдёт в этот кружок и потом сам упрётся в границу, что без математики не сможет дальше там продвинуться или в тех областях, которые ему интересны. Он сам это поймёт, это его опыт, он должен его получить. А родителям с самого начала нужно научиться принимать выбор и из уважения помогать ему совершать этот выбор.
После семи лет родитель уже учит ребёнка доводить дела до конца, то есть выбрал он, например, рисование, то не стоит сразу уходить при первой трудности. Нужно разобраться, что не понравилось, что не получилось, и постараться исправить это, попробовать ещё раз.
Или другой пример. Ребёнка в раннем возрасте отдали балетную школу. Всё получалось. Но после семи лет ребёнок вдруг решает бросить балет, перестаёт «гореть» этим искусством. Здесь не стоит быть палачом и обвинять ребёнка в том, что он ломает свою жизнь, не понимает, как это важно.
А следует просто поговорить, разобраться в причинах. Возможно, не складываются отношения в коллективе, либо ребёнку тяжело даются нагрузки, он испытывает дискомфорт, боль. Важно поддержать ребёнка, дать понять, что не стоит отказываться от своей мечты из-за небольших трудностей, которые можно решить.
Силы воли у ребёнка ещё нет, поэтому ему нужно помогать делать шаги на пути к своей мечте. Мотивировать и подогревать познавательный интерес.