В субботу в Беларуси поменяли руководителей Правительства и Нацбанка. Новоназначенные чиновники активно включились в работу. Сегодня на биржевых торгах евро и доллар впервые за долгое время резко выросли. А с завтрашнего дня «налог на валюту» снижается с 30 до 20%. Что это значит и что будет дальше? Своими соображениями с поделился экономист, эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
— Девальвация теперь уже почти официальная, а не «скрытая»…
— Эта схема читалась. Было ожидание, что ее должны были реализовать еще при Ермаковой. И президент, и другие чиновники не раз говорили о том, что 30-процентный сбор — явление временное. Но чтобы его отменить, все равно требовалось подвести курс к более-менее реальному его значению. Надо было ускорять процесс девальвации. Что мы и видели в первые дни после введения валютного сбора. Курс менялся уже не по 10 рублей, а по 30, 80. Вопрос заключался в том, когда же на бирже начнется более скоростное движение.
Как видим, триггером или спусковым крючком стало назначение господина Каллаура на пост главы Нацбанка. Видимо, при его назначении на стол главы государства и положили план по «легализации» девальвации, выведения ее из 30-процентного налога на обыденный курс на табло в обменниках. Судя по всему, к 1 февраля, а может и раньше, комиссию действительно уберут и мы получим единый официальный курс.
— На вопрос «какой именно?» сейчас кто-нибудь знает ответ?
— Сомневаюсь. С учетом профессионализма Каллаура и его опыта, который он получил, когда еще сидел в кресле заместителя главы Нацбанка, думаю, сейчас власти предпримут попытку нащупать тот курс, при котором белорусы не будут бежать в обменники. При котором девальвационные ожидания снизятся, а экспортеры и импортеры почувствуют, что могут работать.
— А разве могут власти спрогнозировать поведение населения?
— Предсказать его практически невозможно. Главе Нацбанка придется идти по кочкам, по болоту. Хочу обратить внимание, что белорусы все время смотрят на восток. А в России девальвационные ожидания по-прежнему велики. Значит, другого выхода, как легализовать девальвацию, нет и у белорусских властей. Наше население все еще напряжено. И даже новогодние праздники, абсолютно уверен, от ситуации в экономике народ не отвлекут.
И еще. Все обращают внимание на доллар, на то, что нет валюты. Но главная проблема в другом. Проблема этой девальвации заключается в стабильности банковской системы. За все предыдущие месяцы в белорусскую систему поступило рекордное количество белорусских рублей. Зарплаты росли, депозиты росли — на них лежит более 45 триллионов. Сейчас эти деньги прирастают на огромный процент, около 50 годовых. Если из банковской системы, которая и так не в лучшем состоянии по показателю ликвидности, начнется отток рублей, то систему придется поддерживать вливаниями. Это может сделать и Национальный банк, но последствиями станут инфляция и та же самая девальвация. Именно это сейчас самая большая проблема для Национального банка. В одном из интервью Ермакова говорила, что за несколько дней белорусы сняли со счетов около 3—4 триллионов. Огромная сумма, которая пугает всех, кто работает в банковском секторе. Очевидно: если вдруг будет осуществлен набег белорусов не за валютой, а за белорусскими рублями, то небольшие банки не смогут вести свою деятельность в нормальном режиме. Им придется закрываться наподобие того, как было в 1998 году в России.
Краткая хроника событий
16 декабря. В России «черный вторник». Курс евро преодолел уровень 100 рублей. Доллар на торгах стоил дороже 80 рублей.
17 декабря. В белорусских обменниках наблюдается оживление. Паники еще нет, но граждане уже начинают стоять в очередях. Кое-где заканчивается валюта.
18 декабря. Экономическое совещание у президента. Александр Лукашенко заявил: «Хотите обвала — бегайте по обменникам. Это все в руках граждан нашей страны. Кивать на руководство, на правительство, на Национальный банк сегодня неприемлемо. Мы будем придерживаться стабильной ситуации в стране и будем использовать для этого все рычаги, не нарушая никаких финансово-экономических законов, которые действуют объективно».
19 декабря. Утром Петр Прокопович говорит журналистам о том, что девальвации не будет. Банки тем временем вводят ограничения по конверсии и сворачивают кредитные программы. Валюты в обменниках нет. Нацбанк выпускает пресс-релиз:
— С учетом возросшего спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке принято решение о временном введении 30-процентного сбора при покупке валюты юридическими и физическими лицами. Предприятия и банки будут уплачивать данный сбор при покупке валюты на бирже, граждане — в виде комиссии при покупке в банках. Уплаченные средства будут направляться в бюджет.
В магазинах страны начинается «хапун». Чиновники заявляют о том, что валюту уже везут на самолетах.
21 декабря. Премьер-министр Мясникович (теперь уже бывший) делает заявление в эфире БТ:
— У населения есть право выбора. Если хотите поменять свои рубли на доллары — пожалуйста, свободно, но заплатите при этом комиссию в 30%. Потому что у нас в стране столько долларов нет и не может быть, для того чтобы удовлетворить запросы под полную потребность.
22 декабря. На биржевых торгах впервые за долгие месяцы доллар вырос не на 10 рублей, а на 30. Банки поднимают ставки по кредитам до 50%.
23 декабря. К новому курсу продажи валюты банки добавляют новый курс покупки.
24 декабря. На биржевых торгах доллар взлетает на 80 рублей. Появляются первые комментарии чиновников о том, что скоро 30-процентный сбор могут отменить.
26 декабря. Нацбанк рапортует о том, что отток рублевых вкладов практически прекратился.
27 декабря. Президент меняет руководство Правительства и Нацбанка.
29 декабря. На валютных торгах доллар дорожает сразу на 770 рублей, а евро почти на 1000. Нацбанк заявляет о том, что комиссия на покупку валюты снижается с 30 до 20% ввиду нормализации обстановки:
— Реализация комплекса решений, принятых Правительством и Национальным банком 19 декабря 2014 г., позволила не допустить развития негативных тенденций в финансовом секторе Республики Беларусь. Операции по покупке-продаже населением иностранной валюты с банками в настоящее время осуществляются в обычном режиме, большинство обменных пунктов и касс банков обеспечено наличной иностранной валютой в достаточных объемах. Наблюдается приток срочных вкладов населения в национальной валюте.