Мужчина тоже человек и может дефилировать по свойственному всем адекватным людям «маршрутам» в поисках эмоций, сил и влияния, субъективно представляемых как личное счастье.
Любой человек ищет, где ему лучше, особенно в мире современном, полном гедонистических соблазнов и выбора, причем выбора не столько партнерш, сколько благоприятной системы отношений, где затраты сил и средств позволяют оставлять еще время на радость и условный отдых.
Действуя так в поиске для себя лучшей доли, мужчина воображает, что сможет достичь некоего порядка, при котором его условное главенство и заявка на управление семейной ячейкой будет удовлетворена, а сэкономленные силы можно успешно направить не столько на «ленивый отдых», сколько на изменение сего небезупречного мира.
С пониманием сего подхода и гендерной роли действия мужчины партнера или мужа вполне ему понятны, но не всегда понятны женщине.
Именно поэтому существует условное как мужское корпоративное братство (понимание мыслей и действий), так и женская поддержка среди представителей вида.
Это когда мужчины понимают мужчин, а женщины поддерживают женщин.
Типичный взрослый мужчина, не лишенный физического здоровья, по природе воин, потому, согласно философской мысли Карлоса Кастанеды, призван изменять, «прогибать» под себя тварный мир, - считает психолог Андрей Кашкаров.
Задуманное природой партнерство, в том числе создаваемое для продолжения рода, приводит к созданию гендерных пар.
Взаимные чувства способствуют этому, но мы знаем также, что для выполнения гендерных функций они не всегда обязательны. В браки (особенно ранее) вступали и без взаимных чувств, затем уже привыкая друг к другу.
Кроме того, «браки по расчету» видятся многим более стабильными и крепкими, чем семьи, создаваемые «по любви».
Отсюда может быть понятно, что мужчина по природе своего отношения к женщине в принципе полигамен, пусть и не выражает, не демонстрирует сего в виду установившихся правил ролевых отношений.
Но мы также знаем, что «моральная сторона» дела весьма условна, и есть сообщества, в которых многоженство является типичной и даже традиционной нормой; достаточно только ознакомиться с подходом в разных деноминациях и отношениями религиозных культов.
Итак, первое и сильно влияющее на мужское поведение обстоятельство – природная полигамия: для продолжения рода необходимо как можно больше распространить свое влияние и условно «покрыть» как можно больше женщин.
Современный мужчина уже не озабочен выживанием потомства – не пещерный век, потому и не каждая семья в мире многодетная.
Но задача «максимального покрытия» никуда не делась, даже если о ней не принято рассуждать открыто из-за опасения вызвать гнев корпорации женщин.
«Собака лает – караван идет»; изменения, заложенные самой природой, трудно корректировать моральными нормами, обсуждением и осуждением.
Это еще одна причина того, что заинтересованной в моногамии и стабильности отношений женщине именно в этом вопросе не удается единолично и вполне методом принуждения контролировать ситуацию.
Типичного современного мужчину не останавливают даже материальные потери в случае развода и раздела совместно нажитого имущества. Организовав семью, мужчина подсознательно начинает искать «новое».
Разумеется, мы говорим гипотетически и с учетом того, что в каждом «правиле» есть исключения.
Говоря без обиняков, надо признать, что мальчик и затем мужчина не видит в девочке и позже – в женщине равного партнера, а видит создание, пусть и божественное, но слабое и условно неравноценное, даже если у нее семь пядей во лбу.
Опять же разные религии на основании традиций закрепляют это видение до сих пор. И факт в том, что как «допотопная», так и осовремененная женщина в полной мере конкуренции мужчине не составляет.
Тут не надо обижаться, так как каждый человек не может быть силен и влиятелен во всех смыслах и всегда.
Поэтому создание современной семьи – это договор явный или закамуфлированный, тогда каждый из партнеров соблюдает на основе компромиссного отношения друг к другу собственные интересы.
И эти интересы вполне логично могут претерпевать изменения во времени. Не станем касаться такого условного фактора, как взаимное уважение.
Если оно есть – о нем не говорят, его просто не замечают как любой здоровый элемент организма.
Рассмотренный фактор влияния «просыпается» и тогда, если роль мужчины в паре и семье, уже созданной и организованной, нивелируется под воздействием новых обстоятельств разного генеза.
Нередко женщина способствует этому нивелированию мужской роли. Если внимательно вникать в детали типичного поведения пар (друг перед другом), увидим, что нечасто женщина на начальном этапе обозначает стремление главенствовать в семье, даже если имеет такие возможности по характеру, твердой воле и (или) материальному фактору.
Она условно притворяется, адаптируется к обстоятельствам, решая свою задачу создания семьи и обеспечения потомства. Но в процессе совместной жизни, со временем, сменой ориентиров и целеполагания, а также когда дети подрастают, так или иначе попытки влияния на мужчину становятся явными.
Кто-то скажет, что сильный мужчина не допустит такой ситуации, выхода «жены» из контроля. Сумев ее обеспечить и оставаясь в авторитете в части управления ячейкой.
Однако практика показывает обратное: и командиры ракетных крейсеров, и президенты, иные влиятельные лица, бывает, разводятся и уходят из семьи. Как правило, не «в никуда», а в семью новую, где открывает простор деятельности для мужчины.
Потому что терпеть женское «главенство» на манер аптекаря Кокошки – примера подкаблучника, мастерски описанного Ярославом Гашеком, не каждый станет.
Подводя некоторые итоги, заметим, что природная полигамия вида, большой выбор альтернатив для новых отношений, уменьшение влияния в собственной семейной ячейке (спровоцированное действием жены или в связи с проявлением самостоятельности детей, иных факторов), то есть новые или накопившиеся обстоятельства, при которых мужчина теряет удовлетворенность от управления и влияния, ведут брак к завершению.
Если взять частный случай, когда мужчина уходит не в другую семью, тут тоже прослеживается своя проблематика.
В принципе мужчина не лучше и не хуже женщины. Он может являться и самодостаточной субстанцией, которая более не терпит изменения ситуации, то есть нарушения негласного или гласного договора с женщиной о разделении сфер влияния и контроля в семье.
И когда мужчина уходит, надо задумываться не о том, какой он «как все – козел», а о том, что семью строят и сохраняют оба, следовательно, одного из взрослых, основных ее составляющих членов перестало устраивать та или иная роль.
Как только мужчина, проявляющий заботу и ответственность (оба понятия небезупречны и субъективны), начинает задавать себе вопрос: «А зачем?» - семья в опасности.
Опытные специалисты сходятся во мнении, что удерживать мужчину в современной семье, где пытается влиять на вопросы управления ячейкой жена, можно, только подобрав к мужу или партнеру (как к замку) особенный и точный «ключик» - создав условия зависимости или интереса.
Причем второй фактор намного надежнее первого.
Испытывать терпение мужчины также неумно, как и терпение женщины; в этом смысле оба в паре стоят друг друга.
А сберечь неноминальную заботу и проявить долгосрочное терпение в век развитых альтернатив и частых примеров перед глазами (ставших типичными) одиночества и самодостаточности получается далеко не всегда, более того, современная женщина, часто воспитанная на примере мам и бабушек в неполной семье, не всегда к тому и стремится.