Семейные психологи основным предметом консультативной помощи по вопросам отношений в семье называют вопрос отношений между мужчиной и женщиной.
Психолог Оксана Шихова рассказала, какие бывают этапы отношений.
Парные отношения – это базовая подсистема, которая и определяет благополучие или распад семьи. Лишь треть браков можно назвать зрелыми и успешными.
В зрелом браке есть место «двойному видению», то есть способности сохранять романтические, идеализированные представления о партнере и любви и реальные представления при встрече с трудностями жизни.
Создание гармоничных отношений в браке, сохранение и развитие любви похоже на продолжающийся творческий процесс от начального симбиоза в создании пары к зрелым отношениям через переход от влюбленности к зрелой любви.
Зрелость в отношениях возникает как результат накопления совместного опыта, то есть «врастания в пару» и развития осознавания и самоидентификации каждого из партнеров, то есть «врастания в себя».
Включает добрачный период, то есть период до принятия парой решения о вступлении в брак, и предбрачный период - период до заключения брачного союза.
Психологи уже долгое время исследуют, как люди выбирают брачного партнера. На сегодняшний день существует множество таких теорий.
Зигмунд Фрейд, основатель классического психоанализа, говорит, что решающим фактором является перенос влечения к родителю противоположного пола в детстве на общественно одобряемые объекты.
Здесь становится понятна закономерность, почему мужчины выбирают женщин, похожих на своих матерей, а женщины мужчин, похожих на своих отцов. По статистике, именно таких пар больше всего.
Есть теория Роберта Уинча о комплиментарных потребностях. Основной ее принцип - притяжение противоположностей и обоюдная компенсация недостатков характера.
Так или иначе, формирование и зарождение отношений начинается с симпатии и влюбленности. Биохимические компоненты влюбленности - феромоны, эндорфины, окситоцин во многом обуславливают такое яркое состояние общего подъема, жизнерадостности и влечения друг к другу.
Далее влюбленность в ходе благоприятных отношений трансформируется в более глубокое чувство любви с принятием решения о вступлении в брак.
В добрачный период решается прежде всего задача накопления опыта совместных впечатлений и переживаний и создается эмоциональный потенциал будущего брака.
В это время пара часто неосознанно проектирует семейную жизнь: через обмен информацией о биографии, ценностях, жизненных планах, представлениях о семье и ролевых ожиданиях.
Следующий период брака связан с развитием семейной системы и преодолением кризисов развития: рождение и воспитание детей (детский сад, школа, подростковый возраст, уход во взрослую жизнь), смена работы, переезд или эмиграция, измены и проблемы взаимного влечения или недопониманий в паре.
Успешность прохождения кризисов развития семьи связана с тем, как пара проходит сквозные БРАЧНЫЕ СТАДИИ.
Этот процесс похож на партнерскую психологическую работу, где каждая из стадий имеет свои задачи развития.
СТАДИЯ СИМБИОЗА подразумевает слияние жизней двух влюбленных. Основной задачей симбиоза является индивидуация пары.
Часто в первоначальной стадии симбиоза партнеры застревают.
В симбиозе создается иллюзия полного понимания и одинаковости мыслей и чувств. С симбиотической привязанностью сложно расстаться. Как правило, это дается особенно непросто тем, кому в детстве не хватило родительского тепла и принятия.
Одним из самых тяжелых последствий такой симбиотической связи является размывание границ личности и, как следствие, дисфункциональность пары.
Преодоление симбиоза – трудная задача для многих, но необходимая для развития зрелых отношений.
На СТАДИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ партнеры начинают видеть друг друга реальными людьми, происходит разочарование в связи с какими-то качествами или поступками партнера. Становятся важными личные интересы и личные социальные желания.
Появляется необходимость создать общность с одновременным присутствием автономии личности.
В ходе дифференциации пары начинают оформляться границы каждого из партнеров. Эмоциональная дистанция увеличивается. Благоприятное прохождение дифференциации требует осознанности.
В случае неустойчивой самооценки и больших дефицитов детства партнеры оказываются часто не способны к открытой коммуникации и конструктивному разрешению проблем.
Длительность периода дифференциации различна в разных парах.
В негативном исходе дифференциация может приводить к разводу. Зачастую развод оказывается лучшим вариантом дальнейшего развития, ведь только зрелое партнерство может стать залогом компетентного родительства и здоровых отношений в паре.
На СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ партнеры учатся способности определять мотивы поступков во время развития партнеров вне семьи, учатся взаимному доверию и установлению баланса Я – МЫ.
На этой стадии главная задача – научиться брать и давать. Часто именно на этой стадии партнеры осознанно принимают решение обратиться к семейному психологу.
Финальная стадия – ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМООТВЕТСТВЕННОСТЬ. Здесь определяющим параметром зрелости будет то, как пара заботится о своем личностном развитии и развитии отношений.
Порой развод может стать следующей стадией развития отношений. Иногда, чтобы сохранить отношения, нужно развестись.
В зрелой любви партнеры видят отношения как возможности роста. Каждый из пары хочет и сам стать лучшим человеком и чтобы другой стал лучше, сохраняя целостность личности.
Формируется надежность партнерства, верность и растущее чувство зрелости отношений и любви.
Если феномен незавершенности существует в паре, то межличностные циклы постоянно прерываются, при этом возникают конфликты или расхождения между членами. Если нет препятствий, то семья функционирует эффективно.
Зрелые отношения в браке Карл Витакер описывает как устойчивый «психотерапевтический альянс», в котором есть возможность психологического регресса, временной смены ролей, когда можно быть глупым и агрессивным, слабым и беззащитным.
В этом случае важна толерантность друг к другу, способность принимать различия, психологический комфорт и высокая заинтересованность в социальном и личностном развитии партнера и пары.