Студентам вузов Беларуси рассказали, как и насколько часто вносятся изменения в учебные программы институтов и университетов страны.
Для того чтобы понимать весь процесс изменений, ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович порекомендовал обратить внимание на иерархию частей программ обучения.
По его словам, «есть специальность и образовательный стандарт, который содержит часть дисциплин государственного компонента».
Данные дисциплины представлены во всех вузах республики, где имеется эта специальность.
Это такой фундаментальный базис, ведь в высшем образовании решается одна очень сложная проблема - стык практикоориентированности и фундаментальности, – цитирует ректора агентство «Белта».
Он отмечает: поскольку количество часов всегда лимитировано, следует находить «разумный баланс».
Если фундаментальность обеспечивает специалисту возможность учиться и учить других всю жизнь, то практикоориентированность позволяет сразу эффективно решать производственные задачи.
И государственный компонент это и о фундаментальности, и об отдельных прикладных вопросах, которые унифицируются, – подчеркнул Касперович.
По его данным, около 50% содержания учебного плана не регламентируется стандартом.
Поэтому каждый вуз имеет возможность вносить свои дисциплины в учебный план, обеспечивая подготовку с учетом специфики предприятий региона.
Здесь особенность в том, что по вопросу совершенствования программы вузы должны на постоянной основе контактировать с предприятиями.
Это значит, что представители вузов должны непосредственно на предприятиях изучать вопрос на основе мнений относительно тем и разделов их учебных программ.
Там же, на заводах и фабриках, вузы по своим программам должны определиться, что уже не актуально, а что станет актуальным в ближайшее время.
На примере Брестского государственного технического университета я могу сказать, что мы регулярно проводим советы директоров предприятий, раза два в год, – отметил ректор.
И добавил: на предприятия идут преподаватели университета (в режиме стажировок), где «точечно отрабатывают определенные моменты».
После всей этой проделанной работы и вносятся изменения в учебные программы вузов. Причем – ежегодно.
Учебно-методические комплексы, которые отражают содержание конкретной дисциплины, также обновляются каждый год. Также корректируются и программы практик, – подытожил Касперович.