В Беларуси завершено расследование очередного фрагмента уголовного дела, фигурантами которого выступают Николай Статкевич, Сергей Тихановский и Павел Северинец.
Согласно версии следствия, именно Статкевич привлекал радикально настроенных белорусов к участию в дестабилизации ситуации в стране.
Осенью 2019 года оппозиционер обратился к Павлу Северинцу и Евгению Афнагелю, чтобы они участвовали в «готовящихся беспорядках и наряду с ним и Тихановским стали лидерами уличных протестов», – говорится на официальном сайте Следственного комитета.
По словам первого замначальника ГСУ Следственного комитета Александра Агафонова, с октября 2019-го Статкевич, Тихановский и Северинец начали в Сети распространять призывы к радикальным действиям.
При этом они использовали различные методические пособия, включая книгу Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» («198 методов ненасильственных действий»).
Впервые группировка попробовала свои силы в ноябре-декабре 2019 во время антироссийских акций против подписания дорожных карт. Это была своеобразная репетиция возможностей «беломайдана», – сообщил Александр Агафонов.
Одновременно Статкевич публикует стратегию «Народнай грамады» на предвыборную кампанию, а затем в статьях и интервью рассказывает о планах, из чего следствие сделало вывод о том, что оппозиция готовилась не к выборам, а к беспорядкам.
Статкевич определил роль для Павла Северинца – «кандидата-спойлера от оппозиции».
Его задача заключалась в том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах прошлого года, а затем демонстративно сняться и призвать людей выйти на улицы.
Северинец действовал по плану, но оппозиция увидела, что люди ее не поддержали и не захотели выходить на протесты, – отметил представитель Следственного комитета.
Тогда Статкевич решает отдать Северинцу и Афнагелю улицу – они должны были организовать беспорядки, а также «промывать мозги» белорусам и привлекать в число своих сторонников как можно большее количество людей.
На роль псевдолидера выводят Тихановского, а в последующем его супругу – кандидата-марионетку Тихановскую. Вокруг которой и происходит группирование представителей различных оппозиционных и радикальных объединений, – сообщается в тексте, опубликованном на сайте Следственного комитета.
Привлекали людей к участию в протестах и беспорядках с помощью телеграм-каналов, которые управлялись из-за рубежа, – говорится в сообщении.
На начальном этапе эти ресурсы популярного мессенджера популяризировали с помощью сайта «Страна для жизни».
Афнагель, выполняя отведенную ему роль, собирает команду. В основном привлекает выходцев из «Молодого фронта», «Зубра», «Белорусской христианской демократии» и др.
При этом последние также занимались поиском и «обработкой» граждан, вербовали белорусов и вовлекали их в совершение преступлений.
Уже тогда для них, включая Тихановского, главными врагами стали силовики, особенно ОМОН, – утверждается в публикации.
Главной целью созданной структуры являлась подготовка к преступлениям как до выборов, так и после них.
Планировались уличные беспорядки, блокировка дорог, нарушение работы предприятий, учреждений, организаций, погромы, поджоги, уничтожение имущества, угрозы людям, вооруженное сопротивление представителям власти и прочее, – обращают внимание в СК.
Александр Агафонов подчеркивает: работали участники группировки не бесплатно. В частности, один из администраторов ТГ-каналов получала каждый месяц от Афнагеля как минимум 600 рублей.
Также все руководящие лица новой структуры составляли планы по совершению преступлений, координировали действия, договаривались о конспирации и т. д.
Кроме того, они запугивали людей, осуществляли их травлю, угрожали им, предоставляли в общий доступ личные данные силовиков, призывали к физическим расправам, проведению забастовок и участию в массовых беспорядках.
На сайте СК приводятся фрагменты разговоров фигурантов, из которых следует, что они намеревались организовывать разные акции, например, развешивать баннеры, проводить дворовые марши и пр.
В январе 2021 года был задержан последний участник группы. Дело в отношении всех фигурантов передано прокурору для направления в суд, – добавили в Следственном комитете.