Сегодня найти подработку в разы проще, нежели лет десять тому назад. Официант, копирайтер, промоутер, курьер – остается только выбрать к чему душа лежит. Но далеко не все ограничиваются узкими рамками вакансий, предложенных местными сайтами.
Особо смекалистые идут на довольно отчаянный и в какой-то степени даже рискованный шаг – заработать лишний рубль путем публичных выступлений. При чем не в каком-то заведении или на музыкальной площадке, нет. В вооружение идут все общественные места с большим скоплением народа. Так, на улицах ежедневно появляется все больше и больше новых музыкантов-любителей.
На первый взгляд ничего сложного: найди друга с гитарой, спой пару троек хитов Земфиры и радуйся, что так просто получаешь монетки, а то и купюры покрупнее.
Наша героиня Алина не по наслышке знает всю «кухню» такого рода деятельности. На протяжении нескольких лет девушка разбавляет повседневную суету и заставляет улыбаться совершенно незнакомых прохожих.
- Играть начала еще в родном Пинске. На тот момент в городе существовало от силы пять поющих группировок . Родители удивились, но отнеслись к этому позитивно и даже поддержали. В любом случае, против никто не был.
Изначально даже не догадывалась, что на этом можно заработать неплохие деньги. В первую очередь, мне нравилась атмосфера, сам формат происходящего. Я себе бросала вызов, училась раскрепощаться перед людьми. До этого никогда публично не выступала даже перед друзьями, а тут вообще совершенно чужие люди смотрят на меня. Это был совсем другой уровень.
Можно петь на автоматизме, а можно – осознанно. Я всегда за второй вариант. Когда ты только с помощью музыки доносишь что-то до людей – это многого стоит. К тому же, приятным дополнением становится заработок неплохих денег.
За часа два в Пинске вместе с другом могли спокойно до 40 рублей получить, в Минске дела обстоят лучше – за это же время можно и все 100 на двоих поднять. Вообще не угадаешь сколько выйдет сегодня, всегда по-разному. Очень много второстепенных факторов: какое у человека настроение, куда он идет, спешит ли он, да даже от погоды многое зависит.
Кстати, многие ребят, уже отучившись, все равно продолжают петь – не вижу в этом ничего ужасного.
Реакция на уличных музыкантов в Пинске от Минска отличается: в Пинске больше недовольных бабулек, думающих, что мы попрошайки и нам нечего есть и негде жить, конечно и в Минске с таким отношением сталкивались, но намного реже. Приходилось даже менять некоторые слова, потому что те самые бабушки пришли бы в полное негодование, услышав строчку «Черт с тобой». Так, в песне Агаты Кристи «Я на тебе, как на войне» мы пели не «Черт с тобой», а «Бог с тобой».
Подавляющее большинство на наше хобби реагируют положительно, улыбаются. В Пинске люди искренне радовались увиденному, потому что для маленьких городов это что-то новое, необычное. Могли попросить сыграть какие-то определенные композиции. Бывало даже устраивали танцы. А в Минске все как-то спокойнее относятся к этому.
Петь в Минске можно только в специально отведенных местах. В Интернете можно найти карту музыкальных станций, где ежедневно показывают свои таланты как новички, так и старожилы.
- Если поешь в неположенном месте, может подойти милиция и попросить покинуть территорию. Но никто не станет кричать или забирать деньги – все цивилизованно. Бывает, по пять человек пройдет милиционеров и спокойно на нас отреагируют. Слышала, что кого-то забирали в отделение, но что там произошло такого – точно сказать не могу. Главное что? Соблюдать правила.
В Пинске в основном стоят либо под рынками, либо в переходах. Под рынками петь выгодней. У нас есть два рынка: большой и маленький. Долгое время мы пели под маленьким, но доход был там совсем никакой. Решили попробовать пойти к большому – выгнали. Самое интересное, что другого парня, старше нас, никто не трогал.
Что касается Минска, то поем обычно на Ленина у вокзала. Выбираем места у крупных торговых центров, где большая проходимость.
Час пик – самое прибыльное время. Если прийти ровно к пяти, то все места уже будут заняты.
Безусловно, как и любому профессиональному артисту, исполнитель хочет получать отдачу от слушателя.
- Люди всегда дают какую-то ответную реакцию. Есть песни, вызывающие определенные эмоции: взрослые мужчины любят Цоя, сорокалетние женщины без ума от песен группы «Город 312». Молодежь отдает предпочтения современным группам. Чтобы заработать, нужно уметь предугадать ту самую категорию людей и суметь в нее попасть.
Подходить к выбору репертуара следует с умом, так как многие композиции успели изрядно поднадоесть слушателям.
- В Минске уже не получится сыграть «Батарейку» и получить бурю оваций. Ее поют буквально на каждом углу – нужно либо цеплять исполнением, голосом, либо другими необычными приемами. Когда поешь одно и тоже очень морально устаешь. Нужно вкладывать душу, отдаваться зрителю, дабы таких ситуаций не происходило. Важно постоянно пополнять список песен.
Алина работает в дуете: иногда поет, а иногда играет на гитаре.
- Деньги всегда делим поровну, независимо кто и что делал. Конфликтов на эту тему никогда не возникало.
Во время непосредственного выступления, девушка часто встречает своих знакомых, что опять же заставляет выйти из привычной ей зоны комфорта.
- В Пинске постоянно вижу знакомые лица. Минск хоть в разы и больше, но все равно частенько подходят однокурсники и друзья. Многие хвалят, интересуются каково это петь в переходе, но в глазах некоторых все таки читается презрение. Хотя, опять же, что здесь такого? Все живем в современном мире.
Случалось, что честно заработанные деньги могли отнять совершенно незнакомые люди.
- Часто возле чехла крутятся не совсем ухоженные мужчины, а иногда и в состоянии алкогольного опьянения. Приходится быть всегда на чеку.
На протяжении долгого времени Алина пишет собственные песни. В августе этого года, девушка выпустила авторскую песню «Нападай».
- Особо приятно, когда тебе кидают деньги за исполнение своих композиции. Многие даже и не догадываются, что текст мой. Приятно получать одобрение твоего творчества со стороны незнакомых людей.
Виктория Черевако
Фото: © Белновости