Понесли потери после взлета курсов валют граждане, заключившие договор на товары и оказание услуг.
Узнали, как должна производиться оплата и что следует учитывать при подписании договора.
Журналист Белновостей разбиралась в сложившейся ситуации вместе с директором юридической компании Ильей Латышевым.
Право на запрос потребителя о внесении дополнений в договор?
По общему правилу, стороны договора свободны в его заключении. Это значит, что, во-первых, они могут его заключить или не заключить. А во-вторых – они могут обсуждать его условия. То есть потребитель имеет полное право предлагать внести какие-то условия в договор или удалить какие-то условия из договора.
Из указанного правила есть исключения. Например, договор присоединения. Это договор, условия которого формулирует одна сторона и вторая может только присоединиться к нему в целом.
Ярким примером такого договора является договор оказания услуг связи – мобильные операторы или Белтелеком формируют условия договора и потребитель в него ничего внести или удалить не может.
Здесь принцип свободы договора заключается в том, что потребитель имеет право не заключать договор, если условия его не устраивают.
В то же время исполнитель по договору тоже имеет право не соглашаться на предложения потребителя по изменениям или дополнениям в договор. Поэтому – здесь вопрос договоренностей: на какие условия стороны договорятся, на таких договор и подпишут.
Имеет ли право потребитель выбирать способ оплаты и валюту при составлении договора?
Да, способ оплаты согласовывается сторонами как и любое иное условие договора.
Что касается валюты, то оплата должна производиться исключительно в белорусских рублях (есть некоторые исключения, но думаю, что 99 % случаев под них не подпадут).
Цену услуг можно выразить в валюте, но при этом в договоре должно быть четко указано, по какому курсу должна производиться оплата. Курс можно привязать как к курсу НБ РБ, так и к курсу любого банка. Также можно установить договорной курс.
Учитываем риски, составляем дополнительное соглашение
Во избежание непредвиденных ситуаций или для минимизации потерь две стороны вправе обезопасить себя дополнительным соглашением.
— Для исполнителя наиболее частые риски – это неоплата со стороны заказчика или возможность заказчика в любой момент отказаться от договора. Риск неоплаты минимизируется условием о предоплате. Ограничить заказчика в праве на отказ от договора нельзя. Нормы о том, что заказчик такого права не имеет, или нормы о штрафе за отказ от договора ничтожны.
Для заказчика наиболее частые риски – это неисполнение договора исполнителем или его ненадлежащее исполнение (некачественное, с просрочкой).
Полностью защититься от этих рисков сложно. Превентивно можно навести справки об исполнителе, собрать отзывы – и обращаться к тому, у которого хорошая репутация. Договорные механизмы защиты – это неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Как минимизировать потери при изменении курсов валют?
Интересы заказчика и исполнителя в данном вопросе противоположны. Поэтому для исполнителя минимизировать потери можно, предусмотрев в договоре привязку цены услуг к валюте. Для заказчика, наоборот, минимизировать риски можно путем установления цены услуг в белорусских рублях.
Может ли исполнитель в одностороннем порядке вносить изменения в условия договора?
По общему правилу, договор можно изменять только по соглашению сторон. Но если в договоре будет указано право исполнителя менять договор в одностороннем порядке, он сможет это сделать и без согласия заказчика.
Пример урегулирования вопроса
В одной из частных компаний по изготовлению мебели в Гродно потребители потребовали оплату по курсу НБ не на день оплаты, а на день доставки товара, так как установка произвелась с задержкой более 1 месяца.
Из слов потребителя, несвоевременность выполнения услуг привела к тому, что на день заключения акта приемки курс доллара заметно подрос, а в договоре прописаны условия оплаты по курсу НБ на день расчета.
— Мы не могли рассчитаться ранее, потому что мебель не была установлена. А причиной послужила задержка исполнения.
У компании свое мнение на данный счет.
— Установка мебели не была произведена в срок по причине неготовности со стороны заказчика.
В компании посчитали поступок потребителя недобросовестным, но исполнителю не предоставляется возможности доказать действительность данного факта ввиду отсутствия письменного подтверждения неготовности помещения к установке мебели в указанный срок. Кроме того, заказчик вправе взыскать неустойку за каждый день просрочки.
Было составлено дополнительное соглашение с условием оплаты по курсу НБ на день доставки.
Важно каждой из сторон любую договоренность документально подкрепить. Устная договоренность судом в учет не берется.
Фото: © Белновости