"Трудоустройство" в Чехии: опыт гомельского гастарабайтера

18.01.2020 08:30

В том, что на рынке труда Беларуси происходит что-то не ладное, уже ни для кого не секрет.

Обилие вакансий вовсе не говорит о том, что белорусы спешат откликаться на предложенные места.

Буквально за последние 3-4 года в Беларуси появилось множество компаний, которые оказывают помощь в трудоустройстве соотечественников в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В силу определенных обстоятельств, как, например, стоимость подобных услуг либо незначительная осведомленность о существовании кадровых агентств, случается, что обычное сарафанное радио действует быстрее и становится доступнее для граждан, желающих найти работу за границей.

Таким образом поступило предложение на трудоустройство в Чехии молодому гомельчанину В., который просил не называть свое имя по ряду причин.

Чехия

Решение найти работу за пределами Беларуси у парня возникло не спонтанно.

Еще в 2013-2014 годах он официально работал на строительных объектах Гомеля, но по ряду независящих от него причин был вынужден снова стать «гастарбайтером» на российских стройках, где за несколько вахт получил не только опыт, но и значительные проблемы со здоровьем.

Некоторое время В. работал в г. Гомеле, так как этого требовало лечение, но уровень заработной платы не превышал 400 BYN, что едва ли могло хватать для содержания молодой семьи и приобретения медицинских препаратов для лечения позвоночника.

Как рассказывает В., уже к 30 годам обнаружились серьезные проблемы с позвоночником. Значительная часть сбережений была потрачена на медицинские обследования.

По словам В., врачи лишь выписывали новые препараты и ставили новые диагнозы, но общее состояние при этом не менялось.

На фоне низких доходов в семье В. участились ссоры, что вынуждало к принятию решений, кардинально меняющих обстоятельства.

Однажды В. случайно встретился с человеком по имени Владимир С., с которым он учился в училище. На то время отношения у молодых людей были дружеские, они периодически общались.

По окончании училища наш герой устроился работать автослесарем, а Владимир С. после службы в армии на какое-то время ушел служить в МВД в ППС. С момент последней встречи прошло не менее 6 лет, и, как показалось на тот момент В., встреча со старым знакомым должна была принести удачу.

После обмена стандартными фразами Владимир С. поинтересовался, где работает наш герой и сколько ему за это платят. На что В. ответил, что получает около 400 рублей.

На это старый товарищ посмеялся и рассказал, что сам он работает в Чехии и настоятельно рекомендует В. тоже не медлить с решением и скорее уезжать туда, тем более что при некоторых условиях сможет оказать помощь в трудоустройстве в этой стране.

Не верить старому знакомому  причин не возникало, да и сам Владимир С. подбадривал, рассказывая, что в строительной сфере Беларуси сейчас обстановка сложная и, пока молодой, нужно пытаться хоть что-то изменить в своей судьбе.

После того как товарищи ударили по рукам, Владимир С. назвал условия своего благородного поступка.

«…За то, что он устроит меня на работу, я должен буду ему заплатить сумму, эквивалентную 200 евро…»

На тот момент такой суммы у В. не было на руках, а прежние сбережения ушли на лечение.

Услышав об этом, одногруппник ответил, что В. сможет их отдать тогда, когда заработает.

После обмена номерами телефонов одногруппники расстались и условились созвониться.

Спустя время Владимир С. прислал две анкеты и попросил В. отослать их заполненные обратно.

После того как формальность была улажена, недели через две одногруппник связался с В. уже из Чехии по Viber и сообщил, что есть вакансия пайщиком медных труб с графиком по 12 часов 6 дней в неделю с ночными сменами.

Как вариант, он предложил еще вакансию сборщиком жалюзи, на что В. согласился, а Владимир С. при этом добавил, что жильё будет «нормальное по два человека в комнате».

О том, что заботливый одногруппник являлся «посредником у посредников» и никакого отношения к прямому работодателю не имеет, а получает данные о вакансиях от украинских агентов, находящихся в Чехии, В. узнает значительно позже…

Необходимо было добраться на северо-запад Чехии, в город Хомутов.

При этом никто не позаботился о том, чтобы работнику сообщили данные о маршруте.

«В Прагу я прибыл около 22:00, разменять деньги или позвонить я не мог».

Оказавшись в автобусе  Прага - Хомутов, через мессенджер в сети Wi-Fi удалось связаться с одногруппником Владимиром С., который переслал номер будущего руководителя, называвшего себя директором агентства Nika Slovanka s.r.o., где предстояло «работать» нашему герою.

«По Viber удалось связаться с директором, который дал мне номер ещё какого-то человека и сказал набрать его. Я звонил, но никто не отвечал. Тогда решил еще раз перезвонить директору и объяснить, что у меня есть только вай-фай в автобусе и что пора выходить, а так как сим карты у меня нет, мне придется ночевать на улице».

«После этого директор перезвонил и сообщил, что все улажено и меня будет ждать черный "пассат" возле магазина "Лидл" недалеко от остановки автобуса».

После непродолжительных поисков молодой человек обнаружил машину на чешских регистрационных номерах, но, как выяснилось, предстояла еще дорога до города Кадань, а это еще 100 километров.

По пути водитель Николай, который оказался украинцем, и В. разговорились, после чего молодой человек сделал первые выводы.

«Николай сразу мне объяснил, что условий проживания у них нет особо, но заработать можно при желании, если очень захотеть.

Я ему возразил насчёт условий, что это тоже важно, ведь, не отдохнув, не поработаешь как следует».

«Николай сказал, что повезет меня ночевать на офис, от чего я немного повеселел, потому что представил себе обычный офис, где хоть и нет условий для сна, но хотя бы тихо, чисто и спокойно, и можно переночевать в тишине, пускай и не в кровати.
Но каким было мое удивление, когда он открыл двери "офиса".

То, что он назвал офисом и куда он приглашал войти, было абсолютно темное помещение, где стоял едкий спертый воздух с запахом перегара вместе с грязным бельем.

Он прошел вперёд и включил свет на так называемой кухне... дальше был небольшой коридорчик и там лежали два гастарбайтера.

Один был пожилой, постоянно стонал и вытирал лицо "невидимым полотенцем".

Далее мы прошли в ещё одну комнату, где лежало четыре человека, а я был пятым.

Несмотря на то что Николай включил свет и громко говорил, никто даже не проснулся.

Дышать было абсолютно нечем, хотя окна были открыты, рамы были сломаны и не закрывались... Постель была настолько грязная, что на нее было страшно ложиться.

Я всякое видал и не один год работал на стройке и жил в общаге в Москве, но такого не ожидал увидеть».

«Под утро я уснул, но не прошло и часа, как меня разбудили рабочие, которые собирались на работу...

Когда они ушли я взял ключи от "офиса", которые мне оставил Николай, и решил осмотреться.

Когда я вышел на улицу, я "окосел": так называемый офис был "обшарпанным" и старым … зданием с тараканами, в котором по всем комнатам жили рабочие.

Снаружи этого офиса висела табличка с тем же названием, что в моем трудовом договоре, который я подавал в посольство s.r.o.Nika Slovanka.

Как оказалось, они были агентством, которое предоставляло работников разным производствам.

Я, получается, нанялся на агентство, а они нанимаются на организацию и предоставляют им работников, за что от каждого работника каждый месяц получают процент...»

 

После этого В. удалось разыскать местного оператора связи, купить сим-карту и связаться с услужливым товарищем Владимиром С.

Рассказав о пережитом за эту ночь, молодой человек услышал, что эти условия на самом деле лучше тех, куда планировалось поселить В. изначально. Кроме того, одногруппник сообщил, что к работе В. сможет приступить только после того, как зарегистрируется в полиции, а это будет возможно еще только через четыре дня. Напоследок Владимир С. добавил, что после регистрации работник лишается права менять действующего работодателя сроком на 2 года.

«Я сказал, что уезжаю. Тут он меня стал стращать, мол, если ты выйдешь, тебе перекроют кислород, и ты никогда не въедешь на территорию ЕС.

После этого поднялся переполох, мне начали звонить наперебой, спрашивать, где я. Угроз не было, но я их водил за нос, чтобы выиграть время до автобуса – у меня было два часа.

Я испугался, что могут паспорт забрать, таких случаев много».

 

В. удалось добраться домой лишь благодаря взятым на этот случай 150 долларам США.

«Спустя какое-то время я слышал, что туда приехали ребята из Гомеля, работы не было, и их отправили разгружать фуры».

Несмотря на горький опыт и на то, что фактически 300-450 белорусских рублей потрачены зря, молодой человек по-прежнему рассчитывает найти «…нормальную работу в Евросоюзе с нормальными условиями проживания».

Журналисты «Белновостей» обратились за консультацией к специалистам в данной области и узнали, как себя уберечь  в ситуации, которая случилась с нашим героем.

По словам директора белорусского Агентства по трудоустройству ООО «ГудДжоб» Павла Николаевича Гришаева, в настоящее время значительная часть населения Беларуси, решившаяся на заграничное трудоустройство, уезжает по рекомендациям именно сарафанного радио.

Многие прибегают к советам знакомых или родственников, но есть более осторожная часть населения, которая обращается за помощью к профессионалам.

Даже из числа тех, кто уезжает на работу за границу через кадровые агентства, находятся граждане, отправляющиеся в Европу в розовых очках. Не все готовы к требованиям, выдвигаемым европейскими заказчиками: кто-то в силу привычки работы на предприятиях государственной собственности, кто-то в силу характера, кто-то ждет роста и внимания.

Но основной ошибкой большинства трудовых мигрантов является отсутствие языковых навыков и нежелание учить язык страны, в которую они направляются.

Для некоторых такой способ является возможностью сменить место жительства и гражданство. Как правило, именно такие клиенты кадровых агентств подходят к процессу основательно: изучают язык, культуру, быт.

Комментируя историю, случившуюся с гомельчанином В., Павел Гришаев сообщает, что большинство белорусских агентств по трудоустройству стараются работать с польскими работодателями.

Дело в том, что в Чехии действительно очень большое число различных подрядчиков и даже субподрядчиков.

Белорусское законодательство запрещает отечественным трудовым агентствам вести работу с таким лицами, поэтому все белорусские агентства отправляют своих клиентов исключительно к нанимателю, выложившему вакансию в банк данных.

За свои услуги агентства берут сумму гораздо меньшую, чем запросил «антигерой» истории Владимир С.

Но за это клиенты получают не только вакансию за границей, а полную информацию о своем будущем работодателе, условиях труда, бытовых условиях. И предоставленная информация является достоверной.

Кроме того, специалисты компании полностью сопровождают своего клиента на всем участке договорных отношений. Готовят пакет документов для оформления визы, заключают договор с будущим работодателем, согласовывают дату выезда и прибытия, после чего работника за границей встречает доверенное лицо.

Помимо этого, специалисты кадровых агентств помогают своему клиенту решать сложные вопросы даже за границей.

Человеку, обратившемуся за услугами компании, остается только оплатить услуги визовых центров и за собственные средства приобрести билет.

В завершении беседы Павел Гришаев порекомендовал всем, кто решился искать работу за рубежом самостоятельно, не спешить и по возможности собрать максимум информации о будущем месте работы, маршруте движения, гарантиях и своих обязанностях как иностранного гражданина на территории чужой страны, а также обладать минимальными языковыми знаниями страны, в которую направляется.

Фото: из личного архива респондентов и Pixabay

Автор: Игорь Зур Редактор интернет-ресурса