Ремесленное творчество – это огромный пласт белорусской культуры и истории. И пусть мы живем в эпоху массового производства и тотального потребления, индивидуальное творчество и мастерство не потеряли своей ценности, а наоборот, приобретают все больше поклонников среди тех, кто ценит натуральное качество и уникальность.
Антон Неклюдов, мастер керамики из Гомеля, рассказал порталу «Белновости» о том, как и почему занялся гончарным творчеством, как сделал из этого бизнес и о перспективах этого дела в Беларуси.
Как долго вы занимаетесь гончарным творчеством и с чего начинали?
– Всё началось в 2015 году. Я жил в Петербурге, и супруга затянула меня на мастер-класс по керамике. Я не хотел, мне это было не интересно, но она была настойчива, и, не помню с какой попытки, мы попали на мастер-класс в одну из самых известных студий керамики в Петербурге "Бисквит". Там мы что-то лепили, и нам показали работу на гончарном круге.
Тогда же в 2015 мы попали к друзьям в деревню Чырвоны Кастрычник – это хутор в Речицком районе, где живёт сейчас несколько человек. Один из ребят там занимался гончарством. Мы попробовали поработать на круге, и я влюбился в это занятие, мне захотелось этим заниматься в качестве хобби.
Из оборудования для занятия керамикой нужен гончарный круг, иначе это будет просто лепка. Купить его оказалось очень дорого, но я узнал, что можно сделать своими руками. Так что дома на коленке был собран самый первый гончарный круг, самый любимый, на котором я до сих пор работаю. Собран за месяц из каких-то остатков старого шкафа, стиральной машинки, старого тазика.
Я начал пробовать что-то делать: это было самообучение плюс какие-то вопросы керамистам знакомым, видео из интернета. Практически сразу появилась первая печка, сделанная из какой-то бочки, то есть всё самодельное, всё максимальное недорогое, потому что в мире керамики просто заоблачные цены на оборудование.
Является ли гончарное дело вашим основным занятием на сегодняшний день?
– Долгое время совмещал работу по специальности и работу в студии. Тогда не рассматривал это занятие как основной вид деятельности, работал в школе. По образованию я учитель музыки.
Но потихоньку перешёл только на гончарное дело. Это создание посуды, предметов интерьера. В основном посуда на продажу, на заказ и для ресторанов, кафе.
Можете кратко описать процесс и длительность создания какого-либо изделия? Особенности и современные тенденции в вашем деле?
– Процесс создания – длительный, независимо от размера изделия. Сначала подготавливается керамическая масса, проще говоря – глина. Она переминается, удаляется воздух, дальше формуются изделия. Варианты формовки в керамике – либо ручная лепка, либо гончарный круг, либо отливка, как делают на фабриках.
Если мастер опытный, этот этап занимает самое небольшое время. Дальше идёт самый длительный этап – сушка.
Она происходит при комнатной температуре и занимает от трех дней до полутора-двух недель, в зависимости от температуры и влажности. После этого изделие ставится на утильный либо бисквитный обжиг и нагревается в течение суток до температуры 950 градусов. Нагревается и остывает, и после этого изделие становится уже прочным, его можно покрывать глазурью и ставить на второй обжиг – глазурный.
Сейчас основная посуда, которую я делаю, обжигается на 1250 градусах. Это то, что уже пригодно для общепита. После идёт отбраковка, что-то идёт на доработку, и готовое изделие отправляется на полку или заказчику.
Как вы совершенствуете мастерство? Что можете посоветовать новичкам?
– Я смотрю видео, онлайн мастер-классы известных керамистов на русском, английском. Приходится постоянно что-то искать.
В Беларуси, к сожалению, оффлайн возможностей обучения для опытных мастеров в принципе нет. В России проводятся иногда курсы, приезжают зарубежные мастера, но это неприлично дорого.
Как к вам пришла идея преподавать гончарное мастерство? Как вы её реализовывали?
– Я практически сразу стал выкладывать свои работы в социальные сети, и посыпались вопросы.
Сначала от друзей: "Что это такое?", "Можно ли купить и попробовать?". Потом от совершенно незнакомых людей, которые как-то это находили и спрашивали, можно ли приехать ко мне в деревню на мастер-класс, попробовать полепить и так далее. Приезжали и зимой, хотя я живу в 30 километрах от Гомеля.
Это было прямо очень интересно, ну и со временем в воздухе завитала идея, что надо перебираться с мастер-классами в город, искать место. То есть идея проведения мастер-классов фактически не моя, а сформирована спросом. И это началось практически сразу после того, как я начал заниматься, хотя на тот момент я еще сам бы с удовольствием у кого-нибудь поучился.
Чтобы протестировать нишу, не хотелось сразу вкладываться в помещение, поэтому я стал искать студии с арендой помещения на несколько часов. Через какое-то время поисков я вышел на студию «Воздух», которая на тот момент только открылась в центре Гомеля. Мы попробовали один мастер-класс, второй, третий, ну и процесс пошёл. С 2016 года мы работаем вместе.
Была ли у вас стратегия по продвижению бизнеса? Что вы предпринимали, чтобы привлечь заинтересованных покупателей?
– Была ставка на целевую аудиторию, было понимание, кто это. Это, как правило, молодые люди, точнее молодые девушки 25-35-ти лет, которые уже работают, и которым интересно не просто пойти в кино посидеть, а попробовать какие-то новые занятия. Решили поработать через социальные сети. Сначала мы работали в VK, сейчас перешли на Instagram.
Сейчас основной поток людей приходит из Instagram, а там всё относительно просто работает: есть красивые фото, описание – и люди сами захотят прийти. Опять же, и этим частям работы мы тоже учимся: тренинги по Instagram, по продажам – это тоже постоянно происходит, и это тоже огромный пласт работы.
Так как уже есть сарафанное радио, кто-то приходит оттуда, есть ещё достаточно много людей, которые приходят по подарочным сертификатам.
Считаете ли вы ремесленную деятельность перспективной в нашей стране? Каким образом представляете её развитие?
– Идея-то в чём: будь ремесленником, зарабатывай сам. Если это работает – класс, если не работает – значит ты занимаешься не тем.
Керамика развивается – это очень здорово. Всё больше людей начинают этим заниматься, я к этому тоже руку прикладываю. Нравится, что сейчас, на мой взгляд, нет конкуренции.
Например, в Гомеле около пяти мастеров, которые занимаются керамикой. Все друг друга знают, и у всех очень хорошие отношения, потому что все понимают, что каждый занимается чем-то своим. Кто-то делает посуду в деревенском стиле – то, что покупают туристы, кто-то занимается литьем фарфора и делает тонкую белую посуду.
Я делаю посуду современного европейского образца, которая нравится владельцам кофеен, ресторанов, рядовому потребителю. Так что у каждого есть что-то свое. Даже мои ученики, которые после курсов продолжают заниматься этим, даже они все находят что-то своё и нигде не конкурируют.
Вот это классно – что настолько высоко в технике можно развиваться, что пока потолка у этого нет, и растет спрос, растет популярность. Это то, что касается Гомеля.
Если посмотреть крупные города, за которыми мы так или иначе тянемся, Москва, Питер, – они на несколько лет опережают нас. Там керамика ручной работы практически в каждом кафе, там постоянно проходят маркеты, на которых собираются мастера, продают керамику, другие предметы ремесленного творчества. И мы пытаемся идти по такому пути. Это здорово.
Анна Чигина
Фото из личного архива героя