Попробуйте представить, как выглядит художник-скульптор. Мужчина, массивные и крепкие руки, запачканный фартук — первое, что приходит на ум. А что, если все не так?
Молодая и стройная брюнетка по имени Дарья — яркий представитель профессии «Художник-скульптор», которая вдыхает жизнь в глаза статуэток, которые до мелочей передают внешние черты конкретного человека.
Кто такой художник-скульптор?
— Это я! Скульптор ведет работу с объемом, а художник после лепки вдыхает жизнь в изделие. Другими словами, художник-скульптор рисует условный портрет на объеме.
Как Вы стали художником-скульптором?
— Я с детства увлекалась рисованием и лепкой. Это было мое хобби в свободное время. Окончила художественную школу, получила образование в УО ГГПК по специальности техник-архитектор.
Затем училась 6 лет заочно в БГПУ по специальности «Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы». На тот момент я работала в Лиде, где лепила модели из пластилина, которые были прототипами латунных элементов люстр. Там же работала гравировщиком по металлу, а позже дизайнером рекламы.
Я начала делать портретные работы в 2011 году. Сначала это была шарнирная кукла по фотографии, а позже статуэтка моей мамы в виде бюста. При чем все свои работы я выкладывала в своем аккаунте «ВКонтакте».
К изготовлению шаржевых статуэток меня подтолкнуло задание в университете по изготовлению куклы. В моем случае кукла была шаржем моей сестры-художника, которая держала в руках кисть и палитру с красками. После я изготовила первую шаржевую статуэтку в подарок моему папе, после чего мне начали писать люди с вопросом о цене.
Я сначала отказывалась, так как из-за учебы не хватало времени, да и сомневалась в своих способностях. Ведь лепить родного человека, которого видишь каждый день, — это одно, а лепить незнакомого человека по фотографии — совсем другое. Далее я зарегистрировалась ремесленником, и как только получила диплом, сразу приступила к статуэткам.
Что входит в Ваши обязанности?
— В мои обязанности входит изготовление шаржевых статуэток, барельефных портретов, барельефных шаржей. Редко, но делаю статуэтки домашних питомцев и статуэтки на различную тематику.
С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Очень сложно лепить человека, которого не видел вживую. Все, что у меня есть, — это только несколько фотографий. Я всегда прошу людей высылать фотографии на почту в высоком качестве и с разных ракурсов. Но не все соблюдают эти условия.
Порой попадаются фотографии очень низкого качества и с плохим освещением, где разглядеть лицо очень трудно, все на пикселях. Очень часто не хватает ракурсов.
Самый основной ракурс лица — это в анфас. Как выяснилось, такие фотографии людям достать очень трудно. Чаще присылают фотографии в полупрофиль. Но результат моей работы напрямую зависит от исходных данных.
Когда Вы приступаете к работе, Вы сразу представляете себе готовый образ?
— Первоначально заказчик рассказывает мне о человеке, присылает его фотографии и я составляю его образ по описанию. Рисую эскиз в программе CorelDRAW и высылаю на одобрение. Если все устраивает, то начинаю работу по эскизу.
Из каких этапов состоит процесс создания работы?
— Подготовка рабочего места. Выведения необходимых ракурсов лица на экран монитора. Накручивание каркаса из проволоки. Лепка головы. Лепка фигуры. Запекание изделия. Зашкуривание наждачной бумагой. Роспись головы и фигуры. Соединение фигуры с подставкой. Присоединение головы к фигуре. Покрытие лаком.
Каковы главные инструменты? Что у вас под рукой каждый день?
— У меня очень много разных инструментов для лепки, все и не счесть. Есть те, которые напрямую для лепки не предназначены, но я поменяла им сферу деятельности. Также кисти для росписи.
Можете описать коротко один день из жизни художника-скульптора?
— Проснулся, умылся, поел, подготовил рабочее место, включил сериал и работаешь до самого вечера, делая незначительные перерывы. Потом спать. И так каждый день. У меня почти нет выходных.
Какие есть стереотипы на счет художников-скульпторов?
— Обычно представляют жилистого, худощавого мужчину в фартуке. Руки по локоть в глине. В мастерской, где стоит много недоделанных работ.
Все это является мифом. Художником-скульптором может оказаться любой. А материал совершенно не обязательно глина и камень.
О чем большинство людей не знает про художников-скульпторов?
— Я отвечу за себя, так как за других не могу знать: я не работаю в тишине. Мне нужен любой звуковой фон: фильмы, сериалы — не важно.
Три самых главных качества хорошего художника-скульптора?
— Талант, усидчивость, целеустремленность.
Есть ли художники-скульпторы, за творчеством которых вам интересно наблюдать?
— Есть. Я восторгаюсь работами Rovo Jin. Он делает силиконовые куклы в гиперреализме. Еще очень нравятся куклы Михаила Зайкова.
Сколько всего статуэток, сделанных Вашими руками?
— Более 50 персонажей.
Был ли у Вас самый необычный/смешной/странный заказ, который запомнился?
— Я делала статуэтку в стиле БаблХэд. Мужчина-бейсболист с подвижной головой на пружине.
А от каких заказов Вы можете отказаться?
— Если дано слишком мало времени, в которое не вложиться. Либо если я занята другим заказом.
Сколько времени уходит на изготовление одной статуэтки?
— Минимальный срок изготовления 10-14 дней, но бывает и дольше. Это зависит от композиции и требований заказчика.
Какой Ваш рекорд по количеству изготовленных статуэток за день, неделю или месяц?
— Три статуэтки в месяц — это максимум, при условии, что нет дополнительных композиционных элементов и поза фигуры проста.
Из чего складывается цена на статуэтку? В каких случаях цена может быть повышена?
— Цена складывается из количества затраченного материала. Это полимерная глина, фольга, проволока, подставка, краски, лак и т. д. Также из сложности изготовления, затраченного времени, используемой электроэнергии. Я могу повысить цену в случае, если заказчик захочет скрыть лицо на фотографии статуэтки.
Плюсы и минусы профессии?
— Самый большой плюс — работа в удовольствие. Минусов для меня нет.
Как выглядит карьерная лестница?
— Повышение мастерства и техники изготовления.
Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет стать художником-скульптором?
— Смотря в какой сфере человек планирует работать. Если это портретная лепка, то, конечно, начинать нужно с изучения построения и пропорций. Желательно освоить рисунок и живопись и только потом переходить на скульптуру. В моей профессии эти вещи взаимосвязаны. Не сдаваться!
Катерина Ходан
Фото: из личного архива героини