Вспоминая свое детство, едва ли не каждая девочка мечтала стать моделью. Мы с восхищением смотрели на длинноногих красавиц, дефилирующих на подиумах известных домов моды и с замиранием сердца наблюдали за тем, как они позируют перед объективами камер и снимаются в фильмах и клипах.
Многие и сейчас об этом мечтают. Но только не наша героиня. Лиза была обычной студенткой, училась в технологическом университете и даже представить не могла, что случайная встреча разделит ее жизнь на «до» и «после».
— В модельный бизнес я попала, как и многие девочки, по чистой случайности. Директор моего агентства встретила меня в центре Минска, когда я направлялась с учебы домой. Просто подошла и спросила, хочу ли я быть моделью. Пригласила на собрание в офис и дала свою визитку. Хотя я никогда не мечтала попасть на подиум, на собрание я все же пошла.
Собеседование прошло успешно, и Лизу пригласили на обучение в одну из популярных модельных школ города Минска.
— За следующие 3 месяца я окончила модельную школу и участвовала в нескольких локальных проектах. Развивалась, так сказать. В планах были выезды за границу, но я знала, что шансы невелики, поэтому радовалась даже бесплатным проектам в Беларуси.
Первыми проектами были бесплатные показы и фотосессии в рамках страны. Лиза также участвовала в белорусской Неделе моды и выступала на городских мероприятиях.
— Спустя 2 месяца я попала на обложку новогоднего выпуска журнала «Город женщин» и впервые засветилась в телевизоре.
Первой серьезной работой для девушки стала поездка в Милан. Лиза подписала контракт с одним из ведущих агентств Милана и прошла кастинг для показа Gucci в рамках весенней недели моды.
«Тот выход на подиум я никогда не забуду», — рассказывает девушка.
Поездка в Милан совпала с началом второго семестра 3 курса в университете. Пришлось делать выбор — работа или учеба.
—Училась я хорошо, была на бюджете. С трудом отпросилась у преподавателей, пообещала закрыть все долги, когда приеду. Но после первой поездки на месяц почти сразу была вторая. Я поняла, что сдать сессию я не смогу. Поэтому приняла решение забрать документы из университета. Мне пожелали удачи и сказали, что я смогу восстановиться, если захочу.
Требования для работы моделью в каждой стране разные, но есть основные: рост от 172 см, бедра до 88, талия до 58, бюст до 86.
—Большинство девочек сидят на жестких диетах, чтобы сохранить параметры в этих рамках. Благо, моя генетика позволила мне есть все, что захочу, и не бояться, что меня не возьмут на работу, — улыбается Лиза.
Есть разные типажи, которые ценятся в областях fashion-индустрии и странах. Запоминающаяся внешность, уверенность во взгляде и поведении, ухоженная кожа и волосы — именно на эти моменты и обращают внимание работодатели на каждом кастинге, в какой бы точке мира вы не работали моделью.
— Обычно, мой день в любой поездке начинается довольно рано: в 7-8 утра я встаю и наспех принимаю душ, завтракаю.
В зависимости от того, что запланировано на день (кастинги или работа), я делаю макияж, беру с собой все необходимое (обычно это нижнее белье базовых цветов, расческа, бутылка воды, деньги, телефон, зарядное и бук — портфолио модели) и иду в назначенное место к назначенному времени.
После работы в любом городе я обычно ходила обедать или ужинать (если меня, конечно, на работе не покормили). А потом гулять. Очень много интересных мест в разных городах я открыла именно так — бесцельно шатаясь по центральным улицам, — рассказывает Лиза.
Есть миф, что модели буквально купаются в деньгах и могут позволить себе буквально все, что захотят. Но это не так.
— В Беларуси за работу платят редко и мало, особенно в сравнении с масштабами мирового модельного бизнеса. В Европе платят неплохо, но есть минус — система оплаты при работе через модельные агентства.
Принимающее агентство в другой стране оплачивает модели перелет, проживание, дает деньги на карманные расходы. Но потом, когда модели пора возвращаться домой, все эти расходы вычитаются из заработанных моделью денег за поездку. Очень часто модели уходят в минус. При следующей поездке в эту страну ей придется покрывать этот минус.
Хотя в Азии минус сгорает, то есть модели не приходится отрабатывать его при следующей поездке в азиатские страны.
В Европе больше всего платят за показы в рамках недели моды и работу в шоу-румах, в Азии — за фотосессии для журналов и каталогов.
— Если говорить про меня, то после первой поездки я смогла позволить купить себе новый смартфон и некоторое время оплачивать съемную квартиру. Мне тогда повезло. А вот из Японии я не привезла ничего, кроме незабываемых впечатлений.
Трудности, которые испытывают большинство белорусских моделей, — общение. В поездках за границу просто необходим хороший уровень владения английским языком.
Другая проблема — планирование бюджета.
— Обычно денег, которые еженедельно давали в агентстве, едва хватало на еду и проезд. Приходилось экономить на всем: я прошла пешком почти весь Париж.
Хотя на момент начала карьеры девушке было 19 лет, Лиза никогда не жила с чужими людьми в одной квартире. «Привыкнуть к тому, что у тебя почти нет личного пространства, было очень нелегко», — рассказывает Лиза.
— Также в Минске остались все мои друзья и родители. Я не видела их больше месяца, очень скучала. Иногда казалось, что я сейчас все брошу и попрошу отправить меня домой.
Некоторые моменты в работе модели могут сильно повлиять на самооценку: отказы на кастингах, постоянные измерения параметров.
Отношение к моделям, как к вещам, которых подбирают к одежде, а не наоборот. Чаще всего никого не волнует, что думает модель.
— Наша обязанность — молчать и делать то, что говорят. Быть моделью и обладать амбициями здесь почти невозможно, — говорит Лиза.
За год своей карьерной деятельности Лиза успела поработать в Италии (Милан и Флоренция), Франции (Париж) и Японии (Токио).
—У каждой страны и каждого города свои правила модельного бизнеса, свои тонкости. Больше всего мне понравилось работать в Милане. Но Токио и Париж тоже оставили немало прекрасных воспоминаний.
После работы за границей девушка восстановилась в университете, получила диплом и продолжает работать моделью.
Васеко Дарья
Фото: из личного архива героини