Многие хоть разок, но ловили себя на мысли о переезде. И эта идея формировалась даже не от каких-то неблагоприятных условий, а всего лишь от желания некого разнообразия, новых ощущений. В таких ситуациях обычно помогает банальное путешествие.
Наша героиня Анна никогда подумать не могла, что судьба занесет ее в Китай.
Анна родилась в Минске, закончила среднюю школу и будучи одиннадцатиклассницей планировала поступать в МГЛУ. Только вот перед подачей документов что-то пошло не так: девушка не дошла до приемной комиссии.
— Не знаю, что произошло в тот момент, но меня что-то остановило. Баллы, кстати, были очень хорошие: по английскому набрала 92, не готовясь. На английском разговариваю так же, как и на русском, поэтому двери иняза были для меня открыты.
Чуть позже минчанка решает попытаться поступить за границу: выбор падает на Китай.
— На сегодняшний день в мире существует много организаций, отправляющих студентов на учебу в Китай. Лично меня отправила казахская компания, так как, к сожалению, в Беларуси пока нет таких компаний.
Не секрет, что чужая страна предполагает совершенно иной менталитет и культуру.
— Когда я приехала, была в восторге. Новое место, люди, культура, мне кажется, любой был бы рад увидеть что-то кардинально иное. В Китае очень красивая природа, не могу сказать, что хуже белорусской, но таких пейзажей в Минске не встретишь.
Первое время я пыталась привыкнуть к менталитету и еде. Мне и всем другим ребятам был предложен китайский студент, который курировал нас. Эти «помощники» стали нашими друзьями, они помогли влиться в коллектив.
Девушка имеет довольно нетипичную для белорусов внешность.
— Мой отец белорус, а мама наполовину кореянка. Даже при этом китайцы все равно не принимают за свою.
Чтобы приступить непосредственно к учебе, Анне пришлось целый год посещать курсы.
— Ехала с целью поступить на бакалавриат, но перед этим предстояло пробыть год в Китае, изучая язык. У нас было 3-4 пары пять дней в неделю. Сначала все шло как по маслу, но потом стало сложно. Русский от китайского очень сильно отличается. Китайцы не могут выучить европейские языки, а нам сложно выучить китайский, потому что структура у них совершенно разная.
Я часто ловила себя на мысли, что там нет логики. Она, конечно же, есть, но с ног до головы другая, совершенно непохожая на нашу. Произношение отдельная тема: вроде говоришь, как в учебнике, а тебя из местных никто не понимает. Плюс мы учим северный диалект или пекинский (базовый), но живу я в провинции с южным.
Для многих иностранных студентов учеба дается с трудом.
— Мы постоянно сдаем тесты и экзамены, где результат должен всегда составлять не меньше 60 процентов. У меня наступали моменты отчаянья. Но в любом случае, при систематическом выполнении заданий и трудолюбии, язык выучить можно, даже если это китайский!
Когда минчанка поступала в Китай, она понимала, что за учебу придется платить немаленькие деньги.
— Компания, через которую я поступала, предоставила грант, поэтому мое обучение первый языковой год стоило 3000$. Совсем недавно, за хорошую успеваемость, мне полностью вернули сумму, и сейчас идет разговор о том, чтобы я продолжила обучение на бесплатной основе.
Вообще цены зависят от университета и личных достижений. Но так как я ехала через компанию, которая полностью готовила меня к подаче документов и помогала с поступлением, то их услуги стоили около 1500$. Деньги немалые, поэтому гонять дурака во время учебы совесть не позволяла.
Обучение стало своеобразным началом взрослой жизни.
— Мои родители очень обрадовались такой возможности, несмотря на расстояние. Многие родители против, чтобы их дети уезжали от них. С родными я постоянно поддерживаю связь через Интернет.
Некоторые студенты, учившиеся со мной, совершенно не привыкли самостоятельно принимать решения, бороться с трудностями и брать на себя ответственность за будущее: кто-то вернулся домой, кто-то не учился вовсе и вылетели из университета.
— Каждое утро в 5-6 часов два университетских стадиона полностью забиты бегающими людьми. После они идут на учебу или работу, в обед на двухчасовой обеденный перерыв обязательно спят. Вечером они либо отправляются гулять, либо опять заниматься спортом, а могут просидеть до ночи за учебниками. Иногда кажется, что у них никогда не останавливается жизнь и всегда есть что-то, что нужно обязательно сделать.
Китайцы очень быстрые и организованные. Допустим, посадка в поезд на вокзале длится 10 минут, а на скоростные может всего 5. И удивительно: никто никогда не опаздывает, даже иностранцы. В аэропорту Пекина, где проходят основные пересадки на другие самолеты, у тебя чаще всего есть только полтора часа. В Китае нужно жить быстро, другого выбора нет.
Менталитет китайцев сильно отличается: они могут быть чрезмерно дружелюбными, несмотря на языковой барьер, они всегда продолжат рассказывать что-то на китайском, если ты им понравился. Они очень шумные. Из-за быстрой жизни никто не извинится, если наступил тебе на ногу или задел. Самое страшное для иностранцев — дорожное движение. Китайцы переходят дорогу везде, независимо от светофора и зебры на дороге. Машины не привыкли останавливаться и часто ездят с огромной скоростью.
Многие иностранцы плохо отзываются о китайцах. Мне кажется лучше принять действительность и смотреть на лучшие стороны менталитета, ведь никто не обещал, что люди должны вписываться в чьи-то стереотипы.
Качество продуктов в Китае хуже. Фрукты и овощи пластиковые, мясо тоже необычного вкуса. В этом плане я больше предпочитаю белорусскую продукцию.
Беларусь, в отличие от Китая, очень спокойная и тихая страна, жизнь идет мирно, не нужно суматошно торопиться куда-то. Наша страна больше похожа на Западную Европу. Единственное, от чего мне грустно, так это то, что белорусы не привыкли так часто заниматься спортом и выбираться на свежий воздух, как китайцы. Надеюсь, в скором времени эта любовь проснется.
Хоть жить тут и дешевле, жилье очень дорогое. В Китае можно найти все, что пожелаешь, никаких ограничений. Медицина, в отличие от Беларуси, дорогая. Нужно обязательно иметь страховку, кстати, тоже недешевую.
Однажды я пришла в больницу: по сути надо было выпить только одну таблетку, но меня отправили по всем врачам, досконально осмотрели, проверили, дали много подготовительных таблеток к основной, для профилактики. Вышло мне это примерно в 200$. Из-за того, что я иностранка и совсем не ориентировалась, со мной везде ходила медсестра.
Я приехала в провинцию с самой острой едой в Китае, поэтому сначала было немного тяжело. Когда просишь не добавлять острого, они все равно добавляют и считают, что не делали этого. В Хунань, провинции, где я живу, еда без остроты — это не еда. Со временем мы нашли много мест с европейской кухней, так что это перестало быть проблемой.
Еда каждой провинции отличается: где-то сладко, где-то остро, где-то, наоборот, не переносят острое, где-то холодных блюд больше. Правда, их объединяет одно — невероятное количество жира.
Кстати, молочных продуктов здесь мало, их не очень любят. Зато красные сладкие бобы и яйца разлетаются как пирожки.
Еда в Китае имеет очень ярко выраженный вкус, в блюда привыкли добавлять всего и побольше. В магазинах невероятное количество специй. Даже обычные чипсы в упаковках у них более соленые, нежели в Минске.
Соотечественников Анна еще не успела встретить.
— Пока не встречала белорусов в Китае, но слышала что наши модели и танцовщицы работают тут. Удивительно, но я часто вижу именно украинок.
Сейчас везде востребован китайский язык, берут на работу в компанию предпочтительно знающих китайский и английский. Многие знают китайский, но мало кто может достойно говорить на нем, чтобы работать в профессиональной сфере. Хорошие специалисты на вес золота. Пока планирую доучить китайский и поступить на менеджмент.
Не скажу, что каждый день скучаю по Беларуси. Конечно, проскакивают моменты, но чаще всего на это нет времени: постоянно что-то учу, к чему-то готовлюсь. Жду, когда приеду на каникулы и увижу своих родных.
Виктория Черевако
Фото: из личного архива героини