Флагман белорусского машиностроения будет закрыт на вынужденные каникулы.
«Салідарнасць» спросила у работников, рады ли они отличной возможности отдохнуть подольше других белорусов.
Перед завершением очередной смены у главной проходной завода пустынно. Редкие прохожие, доска почета и несколько машин на постаментах. Стоянка для транспорта забита под завязку. Окна административного корпуса украшают цифрами, а также фигурками из бумаги.
В 15.30 заканчивается смена, и полчаса от центральной проходной к остановкам и метро тянется нескончаемый поток людей.
Работники МАЗа с журналистом общаются неохотно. На простой вопрос, как относятся к «четырехдневке» и «каникулам», многие виновато улыбаются, мол, сказали бы, «но вы же все понимаете». Группа женщин сначала махает в объектив фотоаппарата, а, услышав вопрос, меняются в лицах и говорят, что на заводе все в порядке и всем довольны.
– Это как отпуск. Пусть люди отдохнут, как следует. И вообще. Приказ еще не был подписан. У нас все довольны – так и напишите, – заявляют собеседницы.
Буквально следующий собеседник, устало улыбнувшись, говорит, что все достаточно плохо:
– Конечно, это ужасно. А что делать. В заработной плате сильно теряем: кто миллион, кто – и два. Сегодня вот подарки выдали, а толку...
– Это все очень плохо, – выдыхает сквозь клубы сигаретного дыма, прикуривающий мужчина. – На заводе многие недовольны.
Подошедшая следом женщина, лет сорока, одергивает спутника:
– Не говори ему ничего, потом еще напишут...
Молодые парни, задержавшись на полшага, улыбаются и говорят, что работают на МАЗе недавно, но задерживаться на заводе они не собираются.
– Денег мало, но подарки все же дали. Карьеру здесь делать точно не будем, после Нового года посмотрим на ситуацию.
Женщина в форменной куртке спрашивает сигарету, внимательно слушает вопрос, и отвечает, что дела на самом деле плохи.
– На четырехдневке работаем с ноября месяца. Сейчас готовится к остановке основное производство. Переведут на 2/3 оклада, и что тогда делать? На работу приходится ходить в заводской куртке, потому что на нормальную нет денег.
Проходящий поток людей редеет. Некоторые сворачивают на стоянку за авто. Некоторые, выстояв очередь у банкомата, идут в близлежащие дворы, где под сигарету и нехитрую закуску соображают на троих. По словам местных пенсионерок – картина привычная, как снег зимой.
В редких просветах высокого забора МАЗа, в который упираются детские сады и школа, видны десятки грузовиков. Впрочем, увидеть технику можно и не только на территории завода.
Между автомобильной стоянкой и забором предприятия на ул. Кабушкина под открытым небом стоит примерно с четыре десятка грузовиков, как говорится «в заводской смазке», – результат труда тысяч белорусов.