Энергетический рынок ЕАЭС: через тернии к звездам

17.12.2018 12:23
Обновлено: 13.07.2019 20:35

Споры в нефтегазовой сфере наносят ущерб экономикам Беларуси и России.

Пришло время бить в колокола

Несомненно, самым эмоциональным моментом саммита ЕАЭС в Санкт-Петербурге стал газовый вопрос. Копившиеся годами недомолвки в нефтегазовых отношениях между Россией и Беларусью достигли высшей точки. А ведь наши страны не только обречены, но и обязаны быть вместе, чтобы выстоять не только политически, но и экономически. Второй посыл не менее важен, чем первый.

Свидетельством тому события в США, чье политическое господство никем в мире не оспаривается. Казалось бы, им можно почивать на лаврах. Тем не менее Америка забили тревогу до такой степени, что Президентом стал не представитель политического истэблишмента, а бизнесмен-миллиардер Трамп. А все потому, что США на глазах стали утрачивать экономическое лидерство по всем направлениям. 

Пришло время бить в колокола и Беларуси с Россией. Конкуренция и протекционизм на рынках увеличиваются. И с нами поодиночке экономически расправятся. А ведь наши страны учредители Союзного государства, а вместе с Казахстаном — и ЕАЭС.  И если мы как в басне Крылова начнем действовать врознь подобно лебедю, раку и щуке, то интеграционный воз не сдвинется с места. А от этого проиграем все.  В выигрыше окажутся только наши экономические и геополитические конкуренты.

Белновости
Фото: © Белновости

Голубое топливо должно быть прозрачным

Беларусь и Россия больше чем страны-соседи. Это родственные народы, у них общая цивилизационная платформа. Поэтому подобные экономические недопонимания не имеют просто права на существование.  Ведь нет «терок» между Великобританией — с одной стороны, и США, Канадой, Австралией — с другой. Народы этих стран, как и наши, имеют общее происхождение.  Но пришло время в наши экономические отношения внести больше прагматизма и меньше эмоций.

И первый вопрос по значимости, конечно же газовый. Потому что в себестоимости продукции, а значит и ее конкурентоспособности, энергозатраты играют существенную роль. Владимиру Семашко, в пору его вице-премьерства, удалось решить стратегическую задачу — снизить энергоемкость валового внутреннего продукта Беларуси по сравнению с советским периодом почти в три раза. По этому показателю белорусы приблизилась к ведущим странам: на единицу выпускаемой продукции у нас тратят такое же количество энергии, как в Финляндии и Канаде.

Но не менее важную роль для энергетической составляющей выпускаемой белорусской продукции играет цена на газ. Потому что ее стоимость должна быть конкурентоспособна, а отрасли и предприятия иметь четкую стратегию работы на рынке.

Так сложилось, что логистически для нашей экономики выгоднее всего покупать российский газ, потому что у нас общая граница.  Но самым большим плюсом являются интеграционные преференции. Сегодня цена на газ для Беларуси составляет 129 долларов за тысячу кубометров. Украина, которая не очень дружит с рыночными подходами, берет его в Европе. А там взвинтили цены до рекордного уровня — 339 долларов за тысячу кубометров. То есть, почти в три раза выше, чем в Беларуси. Результат такой экономической недальновидности —  экономическая стагнация. Ведь газ для украинской экономики — это не только затраты на выпуск промышленной продукции, но и сырье для химических заводов, производящих азотные удобрения. 

Не выдерживая конкуренции, украинские предприятия останавливаются или закрываются, люди остаются без средств к  существованию. Заоблачные цены на газ — это удар и под дых украинскому сельскому хозяйству, потому что без азотных удобрений невозможно получить высокие урожаи.  Так что слова об Украине как аграрной державе с таким положением дел больше декларативны.  Дорогой газ   —  это основа отопления квартир, больниц, детских садов, госучреждений. И он стал для простых украинцев тяжелым финансовым бременем.

Впрочем, в ХХI веке для экономики любой страны газ является Его Величеством. И в Беларуси, осознавая значимость газового вопроса для национальной экономики, решают его компетентно. Как результат, в отличие от той же Украины, где азотные предприятия не работают из-за неконкурентной цены на газ, белорусский нефтехимический гигант «Гродно Азот», исходя из нынешней цены на газ, предполагает построить еще один суперсовременный азотный комплекс. Расход газа на нем сократится примерно на 15 процентов, а производство увеличится в два раза.

Белорусы получат возможность одновременно удовлетворять потребности белорусского сельского хозяйства в азотных удобрениях и иметь маржу с высоких экспортных цен. В результате страна сможет ежегодно дополнительно зарабатывать сотни миллионов долларов. Учитывая, что на производство азотных удобрений в Беларуси приходится около 10 процентов  от всего природного газа, потребляемого страной, в республику жизненно необходимо нарастить поставки газа. Так что вопрос цены на газ крайне актуален для нашей страны еще и по этой причине.

За последние дни Президент Беларуси дважды заострял внимание на газовом вопросе: на саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге и пресс-конференции с представителями российского медийного сообщества.  Он в частности подчеркнул, что Беларусь не требует низких цен на газ, таких как, например, для Смоленской области, где они ниже. «Мы требуем, чтобы были исполнены наши договоренности — они пронизывают все наши соглашения и договоры — о равных условиях для субъектов хозяйствования».

Беларусь не раз обращала внимание на ситуацию, когда существуют Союзное государство и ЕАЭС, однако субъекты хозяйствования двух стран находятся в неравных условиях, отмечает посол Беларуси в России Владимир Семашко.  Например, КамАЗ платит гораздо меньше за электричество и газ, чем белорусский МАЗ. «Это априори неравные условия. Если мы решим проблему снижения цены на газ, на нефть, это поможет очень сильно реальному сектору экономики, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, коммунальным службам. Поможет и населению».

Президентский совет

Второй не менее важной энергетической стратегией наших стран является налоговый маневр. На 25 декабря запланированы переговоры Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента России Владимира Путина. Одной из основных тем для обсуждения станет именно налоговый маневр. Он очень важен для экономики России, а для белорусской — имеет стратегическое значение.

Наша страна может недополучить порядка 11 миллиардов долларов в ближайшие годы из-за реализации в России налогового маневра, говорит пресс-секретарь президента Беларуси Наталья Эйсмонт. Издержки белорусской стороны связаны с удорожанием беспошлинных поставок нефти и снижения доходов бюджета от экспорта нефтепродуктов и уменьшения ставки акцизов на топливо.

Стороны предлагают разные пути решения. Белорусская —  компенсацию в виде снижения стоимости цены нефти, российская — путем межбюджетного трансферта. «Какие бы у нас ни были проблемы, мы их решим, потому что мы их хотим решать и потому что мы один народ. Нам делить нечего. Мы не зря жили в одном государстве. И много лет, и много веков не только в советском государстве. И это общее потерять ни в коем случае нельзя. На этом мы стоим, и стоять будем», — отметил перед встречей Александр Лукашенко.

Сила — в единстве

Сегодня международные рынки вступили в период турбулентности, протекционизма, торговых войн. А при «боевых действиях» союзники не делятся: один будет воевать лучшим оружием или в более комфортных условиях, чем другой. Подобной разобщенностью, конечно же, воспользуется враг, и союзники потерпят сокрушительное поражение. Поэтому, если  наши  страны не выровняют условия хозяйствования, их  торговым границам грозит массовый прорыв со стороны производителей Китая, ЕС…  А это автоматически рост безработицы в Беларуси и России, стагнация и потеря производств, закабаление нашего общего рынка. Преувеличение? Как сказать…

Между нашими странами существует теснейшая кооперация. Те же МАЗы, БелАЗы, трактора «Беларус» скорее российский конечный продукт, чем белорусский. Ведь в этих машинах порядка 60-70 процентов комплектующих из России.

Таким образом, в неравные условия ставятся и скооперированные с белорусскими российские предприятия. И в общей сложности по всем отраслям насчитывается более 10 миллионов россиян, а вместе с членами семей и все 40 миллионов так или иначе завязанных на нашу кооперацию. Неравные условия на энергоресурсы закладывают более высокую цену на конечную продукцию, которая лишается важного рыночного преимущества. А теперь давайте гипотетически смоделируем ситуацию: белорусская продукция не продается из-за высокой составляющей на энергоресурсы. Пострадают миллионы не только белорусов, но и россиян — от безработицы, отсутствия зарплат…

Произведенные для Беларуси российские комплектующие так и останутся непроданными, а ведь под выпуск продукции заводы часто берут в банках кредиты. Начинаются проблемы обслуживания кредитов, вымывание оборотных средств…  Вот в какое ярмо сразу попадут российские предприятия. Таким образом, равные условия для белорусских производителей — это опосредственные инвестиции и в развитие российских заводов.

Сегодня реальность такова: существует серьезное давление конкурентов на все отрасли ЕАЭС. Начиная от машиностроения и заканчивая продукцией сельского хозяйства. Те же китайские производители по многим позициям товара откровенно демпингуют, а европейские компании лоббируют свою продукцию с помощью бонусов. И их товары на рынке ЕАЭС чувствует себя вольготно. Зато ни российских, ни белорусских тракторов, машин, спецтехники в ЕС, Китае, США практически нет. Именно на прорыв границ этих закрытых рынков должна быть направлена сила нашей интеграции, а не на споры.

И еще важный момент промышленного единения наших стран. Беларусь в советское время называли сборочным цехом СССР. Мы сумели сохранить свой промышленный потенциал, внеся в него очень большую инновационную составляющую. И значит, можем обеспечить рынок ЕАЭС современной продукцией по многим направлениям. Строительство дублирующих заводов в ЕАЭС — это использование вхолостую промышленного потенциала объединения. Мы должны конкурировать не между собой, а с мировыми экономической центрами. Чтобы никто не разговаривал с ЕАЭС с позиции экономической силы.

К 2025 году наши страны договорились привести цены на топливо к общему знаменателю и сформировать единый рынок газа и нефти. И чтобы избежать ненужных споров между всеми членами ЕАЭС, сама жизнь заставляет давать больше прав Евразийской экономической комиссии. «Ответить на глобальные вызовы современности способны только мощные интеграционные объединения», — такова экономическая стратегия Президента Беларуси.

Александр РУДКОВСКИЙ

Фото: из открытых источников

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса