Оптимизация правительства Беларуси: Румас взял время на размышление

17.09.2018 11:06
Обновлено: 13.07.2019 21:23

Среди минувших событий следует обратить внимание на робкое предложение нового премьер-министра о сокращении правительства, а также на то, что ему ответил президент.

Новый премьер-министр Беларуси Сергей Румас имеет имидж рыночника и специалиста по решению проблем с долгами. Пожалуй, в текущей ситуации данные качества могут быть востребованы как никогда, так как полезны для диалога с западными партнерами. Но вот имидж имиджем, а позволено ли будет Румасу что-то практически изменить в нашей стране?

Напомним, президент 18 августа своим указом назначил новым премьер-министром Сергея Румаса. Между тем по Конституции глава государства может это делать лишь с согласия Палаты представителей. Ближайшая сессия Палаты представителей, как предусмотрено Основным Законом, откроется 2 октября. Не приходится сомневаться, что депутаты поддержат предложение президента по назначению Румаса, но именно в Овальном зале кандидат в премьер-министры официально станет главой правительства. Здесь же перед депутатами Румас получит возможность озвучить свое видение работы на посту премьер-министра.

И вот тут начинается самое интересное. До 2020 года в Беларуси должны пройти президентские и парламентские выборы. Такого еще ни разу не было в истории Беларуси, но по Конституции «Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра».

Поскольку власти неоднократно заявляли, что нужно развести по времени президентские и парламентские выборы, то вот вам и аргумент для проведения досрочных парламентских выборов – если, конечно, будет решено эту избирательную кампанию проводить раньше президентской.

Белновости
Фото: © Белновости

Это слишком невероятный сценарий, но потенциально возможный.

С другой стороны, многие наблюдатели считают, что главе государства выгоднее раньше провести собственные выборы, а не парламентские. Между тем по Конституции «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь», а это значит, что через год-полтора глава государства может вновь назначить Румаса премьер-министром, а может и не назначить.

То есть если рассматривать Сергея Румаса как белорусского Чубайса, то для проведения им реформ отведено очень короткое время. Пока премьер-министр не представил Палате представителей на утверждение программу деятельности правительства нам остается оценивать планы Румаса по его случайным высказываниям.

Беседа Румаса и Лукашенко

В данном случае самое реформаторское предложение из уст нового премьер-министра прозвучало 6 сентября при его докладе президенту. Александр Лукашенко поинтересовался у Сергея Румаса: «Может быть, какие-то есть предложения по перестройке самой структуры правительства, схемы построения, развития нашего правительства. Я готов выслушать. И если я не готов ответить сегодня, то мы проработаем эти вопросы основательно, чтобы делать какие-то шаги в будущем».

Что ответил на этот вопрос Румас мы знаем из сделанного самим Румасом пересказа беседы с президентом после ее завершения: «Я попросил у главы государства еще время, чтобы глубже вникнуть в эту ситуацию. У меня есть определенные взгляды, какая структура должна быть у правительства. У нас 36 членов правительства. Наверное, это для маленькой компактной страны очень большое количество. Но вместе с тем глава государства сказал взять время и посоветоваться с коллегами и предложения по структуре правительства представить позже».

Так мы узнали, что Сергей Румас выступает за сокращение количества членов правительства и именно это высказывание имело медиаэффект, однако мало кто обратил внимание, что глава государства не выразил поддержки такой инициативе и предложил подумать. Между тем по Конституции именно президент «определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов».

То есть инициатива Румаса касается сферы вопросов, которые входят в компетенцию президента, а не премьер-министра. Здесь интересно было бы посмотреть не пересказ, а реальную прямую речь президента – тогда можно будет гадать о перспективах инициативы Румаса.

Из высказываний главы государства по другому поводу (подготовка бюджета страны) мы узнаем, что в Совете министров «идут споры между Вами, возможно, и бывшими членами правительства». Это президент сказал премьер-министру на все той же встрече 6 сентября и при этом случайно или намеренно показал всем заинтересованным, что недоутвержденное и недотставленное правительство пока работает вместе.

Можно предположить, что такое переходное состояние Совета министров будет продолжаться еще как минимум две недели.

К октябрю Румас решит парадокс кучи

Что же касается оптимизации правительства, то по законам жанра с такой инициативой должен выступить президент. Что касается Румаса, то он пока не обосновал публично сколько по его мнению должно быть членов правительства. Мы пока знаем, что 36 членов Совмина – это много. А 35?

Еще в античные времена был сформулирован логический парадокс о куче, вернее о том, что прибавляя зернышки или убавляя их мы не можем точно определить тот момент, когда несколько зернышек превращаются в кучу или перестают ею быть.

Для решения этого парадокса в отношении структуры белорусского правительства Сергей Румас по совету президента взял время на размышление. Есть шанс, что в октябре мы узнаем ответ на вопрос.

Основатель портала Виталий Кистерный

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса