Встреча глав государств Беларуси и России на Форуме регионов в Могилеве была еще одним подходом для разрешения поднакопившихся проблемных вопросов. Посмотрим, какие из узлов удалось развязать, а какие придется рубить.
Как следует из отчетов, 50 минут продлилась встреча тет-а-тет президентов РБ и РФ Александра Лукашенко и Владимира Путина вместо запланированных 20 минут перед открытием 12 октября V Форума регионов Беларуси и России. Потом были официальные речи и неформальное общение – Лукашенко привез Путина на свою малую родину в агрогородок Александрия в Шкловском районе. Все это призвано продемонстрировать отсутствие проблем в отношениях на персональном уровне, даже если между странами проблемы все таки существуют.
«Скажу откровенно: хотелось бы, чтобы мы с президентом России меньше занимались теми проблемами, которые должны решаться на уровне правительств, ведомств, министерств и регионов», – посетовал Александр Лукашенко на открытии форума.
Сам круг имеющихся между странами противоречий довольно широк, но наиболее значимую часть президент Беларуси обозначил еще 22 сентября после сочинских переговоров с президентом РФ: «Самый главный вопрос, который обсуждался (в Сочи -Прим. Ред.), был связан с возвратом денежных средств от «перетаможки» сырой нефти в белорусский бюджет. А также вопрос переработки в Беларуси темных нефтепродуктов, к примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках...»
В день открытия форума в Могилеве как по мановению волшебной палочки пошли хорошие новости о разрешении. 12 октября вице-премьер белорусского правительства Игорь Ляшенко сообщил, что российская сторона перечислила 263 млн долларов по «перетаможке» нефти, которые были недоплачены с июля. «Уже вчера поступили. Они недоплачивались с июля. Мы получили 263 млн долларов», – цитирует белорусского вице-премьера российское агентство ТАСС. Ляшенко пояснил журналистам, что механизм «перетаможки» «не имеет конкретной цифры» и зависит от стоимости барреля нефти.
Напомним, 13 апреля 2017 года Беларусь и Россия подписали пакет документов об урегулировании разногласий в нефтегазовой сфере, в соответствии с которым договорились о поставке 24 млн т нефти в год «в рамках индикативного баланса» в 2017-2918 годах, из которых фактически поставляется 18 млн т в год для переработки на белорусских НПЗ с оставлением в белорусском бюджете пошлин за экспорт нефтепродуктов, а за 6 млн т Россия компенсирует Беларуси – как будто белорусская сторона реэкспортировала этот объем нефти. Этот механизм назвали «перетаможкой». В марте 2018 года Минфин Беларуси сообщил о том, что схема с «перетаможкой» нефти пролонгирована и на 2019 год.
Если с российскими долгами в рамках компенсационных механизмов «перетаможки» к могилевскому форуму разобрались с выгодой для белорусской стороны, то по второму «самому главному вопросу» получилось наоборот.
Министр энергетики РФ Александр Новак заявил 11 октября о введении Россией запрета на экспорт в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа с ноября 2018 года до конца 2019 года. Российский чиновник при этом сделал оговорку, что есть исключения из данного запрета («Он также предусматривает частично поставки определенных нефтепродуктов, которые не производятся в Республике Беларусь и которые с точки зрения внутреннего потребления им необходимы. Это отдельный перечень к протоколу, большой перечень – лакокрасочные изделия, химическая продукция, то есть продукция нефтехимических заводов», – цитирует Reuters слова Новака), но в списке исключений точно нет автомобильных бензинов, дизтоплива и мазута.
Впрочем, к вопросу о поставке мазута стороны могут вернуться, так как в ноябре запланирован новый раунд переговоров правительств двух стран по компенсации ущерба белорусскому бюджету от налогового маневра, проводимого в России – он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых, что приводит к росту цен на сырую нефть. Но пока все выглядит так, что российские партнеры перекрыли канал, в котором видели незаконный реэкспорт своих нефтепродуктов на Запад и, что особенно пикантно, в Украину.
Среди других добрых вестей к Форуму регионов поспело сообщение Минфина РБ о том, что 11 октября в бюджет поступили средства шестого транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в размере 200 млн долларов. Собственно, получение этого транша анонсировалось еще после сочинских переговоров, более того – он, как и следующий за ним седьмой транш уже запланированы белорусским бюджетом на текущий год, так что речь идет об исполнении ранее взятых белорусскими партнерами обязательств. С другой стороны, данный кредит имеет целевое назначение – реформирование белорусской экономики, а вот здесь пока идут споры относительно исполнения белорусской стороной своих обязательств.
По итогам могилевского форума стороны могут похвастаться снятием очередных барьеров для поставки белорусских продуктов в Россию, но пока не нашел решения вопрос о возможности рефинансирования Россией белорусского долга на сумму 1 млрд долларов. Скорее всего на правительственном уровне этот вопрос вновь не будет решен и главам государств вновь придется его решать на высшем политическом уровне.
Основатель портала Виталий Кистерный
Фото: пресс-служба Президента РБ, пресс-служба Кремля