Все люди боятся непонятного, а дети особенно. Однако, нельзя сказать, что опасения имеют равный уровень и подоплеку.
Не все дети бояться и не всегда. И в этом поле можно ослабить риски, если знать и понимать их.
Клоунада зародилась 2-3 века назад как цирковой жанр эксцентрики и буффонады в лондонских комедийно-фарсовых театрах отчасти благодаря творчеству английского комика Дж. Гримальди.
Комические сценки небольшие по продолжительности привлекали внимание публики на контрасте – с «серьезной» драматургией или обозрением дрессированных животных.
Причем изначально клоунады были рассчитаны именно на взрослых, понимающих скрытый за намеками сарказм. По сути, это искусство, одним из ярких представителей которого был Ч. Чаплин.
Детские предпочтения или страхи прямо связаны с недостаточным пониманием сарказма и внешних форм (раскраски), типичных для клоунады. А также с отсутствием опыта ассоциативного мышления в детском возрасте.
Что касается реального и бытового общения ребенок привык иметь дело с естественной визуализацией, и даже «дед мороз» подозревается в неискренности уже в возрасте 3-4 года, особенно когда внизу шубы торчат штрипки от папиных кальсон.
И если с традиционным новогодним персонажем все более менее детям ясно, то наибольшее влияние в оценочных суждениях оказывают детские страхи неизвестности персонажа, его непредсказуемости, - считает психолог Андрей Кашкаров.
Яркая раскраска лица, подчас противоречивая и нерациональная (большой нос и рот, «несоюзные» брови, вылезающий на лоб), непропорциональные формы в одежде и особенная мимика, сопряженная с декламацией коротких монологов и диалогов, наряду с явно шутовским поведением клоунов может вызывать непонимание и даже неприятие детей в определенном возрасте.
Страх ребенка в части клоунады возникает от несоответствия видимого и ожидаемого.
Изменение детского сознания и восприятия достигается упражнениями и тренировкой. Если бы в социальном общении дома и дошкольных образовательных учреждениях клоунам уделяли бы внимание так же, как другим адаптированным к психологическому восприятию ребенка персонажам – ежикам и дедам морозам – то страхи бы ушли довольно быстро, а наличие клоунов в жизни вошло бы в привычку.
Поэтому один из действенных и разумных путей в воспитании ребенка с целью купирования его страхов – частые рассказы и показы клоунов дома в формате предварительной подготовки.
А также разъяснение – кто, когда, зачем выступает в роли клоунов.
Если ребенку своевременно разъяснить суть явления – что «веселый дядька» - клоун работает для него, а не наоборот – чтобы испугать, провоцировать отрицательные эмоции или дразнить, то ребенок лучше поймет театрализованное действо и даже сам может захотеть в нем участвовать, к примеру, вступая в диалог или дав клоуну поролоновой палкой по шапке.
Образно говоря, если дома папа «работает» для своих детей клоуном – хотя бы по вечерам и даже ограниченное время после основной занятости по зарабатыванию всех денег мира на стороне, то страха к клоуну и сему жанру в том числе циркового искусства у такого ребенка не возникает даже в условиях недомашних.