Понятие неуправляемости довольно условное, потому, что надо смотреть на особенности ситуации – что такое управлять кем-то, даже ребенком, и зачем?
Часто возникают вопросы о том – как управлять людьми вообще, потому, что люди стремятся доминировать в микро группе (офисе, компании, профессии), желая влиять на остальных и проводя выгодные первым решения.
Есть огромное количество профильной литературы на эту темы, где разные, в том числе именитые психологи объясняют доступным образом «законы» и «правила» управления другими людьми.
Но… Где эти психологи и специалисты, если вопрос до сих пор актуален, а некоторые дети до сих пор считаются неуправляемыми?
Если так говорят о вашем ребенке среди школьных «специалистов»-педагогов, тут надо четко понимать, что это с их стороны признание собственной слабости и в целом необходимости совершенствоваться.
Педагогов учат в вузах не для того, чтобы они наполняли мир спорными суждениями (даже если им досаждает регламент и методисты – эти вообще несостоявшиеся педагоги, ушедшие из профессии в руководство процессом; родителям ребенка это «до лампочки»), подкрепляя их лишь мнениями зависимого коллектива в собственных учительских и педсоветах.
Поэтому желательно крайне осторожно относиться к подобным оценкам тех, кому вверено обучение ребенка в школе и дошкольном учреждении; хорошей специалист никогда не перекладывает вину и проблему на других.
Понятие неуправляемости ребенка (и взрослого) сугубо субъективное, определяющееся в зависимости от позиции «комментатора» и точки с которой он смотрит.
Кому-то хотелось бы управлять вами – да. Но хочется ли это вам – большой вопрос.
Дети у нас тоже – «с понятием», они чувствуют отношение к себе, даже если не могут объяснить его или свою позицию профессиональными терминами. Абсолютно неуправляемых людей и детей не существует, - убежден психолог Андрей Кашкаров.
А если неуправляемость сиречь субъективная оценка, то и комментировать это можно лишь условно. Также важно понимать, что никакой ребенок специально не становится «неуправляемым».
Девиантное поведение встречается часто, но проблема опять же – не детская.
Надо смотреть в корень и исследовать причины отклоняющегося (от условной нормы, если предполагать, что она, как и свобода, вообще существует) поведения ребенка.
Вместо этого принято «ходить по верхам» и давать небезупречные оценки.
Как правило, причины конфликта отношений детей и взрослых (педагогов, воспитателей, наставников, родителей и даже старших детей) в неприятии ситуации ребенком.
Это своего рода протест, осуществляемый доступным ребенку способом; причем дети (систематическое «тестирование» взрослых – это также норма поведения в детском возрасте) понимают и оценивают реакции взрослых на собственное поведение. Из этого и корректируют его.
Если взрослый систематически не замечает требований ребенка, его желаний (тут надо разбираться – насколько они приемлемы в конкретной ситуации), ребенок по-своему «мстит» и не подчиняется, саботирует взрослые решения.
Формально это может выглядеть даже «молчанием», но обязательно настанет время, когда детская воля превратиться в поступок.
Довольно часто для родителей это вполне логичное проявление (с появлением моральной силы ребенка) становится неприятным сюрпризом. Но такова «плата» за невнимательность и нарциссизм взрослых.
Можно спросить – неужели надо во всем потакать ребенку? Конечно – нет. Ни ребенку, ни взрослому, которые по сути, те же трансформировавшиеся в формах и сознании посредством приобретенного опыта - дети, потакать не надо.
Но… Надо доступным образом и, главное – до конца, до понимания – разъяснять «почему мы поступаем» так или этак.
Понятно, что и дети разные. Есть склонные к нарциссическим проявлениям дети, с которыми работать непросто.
Они трудно воспринимают слово «нет» и иногда лишь игнорирование каприза помогает установлению границ. О рекомендациях по работе с нарциссами – детьми и взрослыми вы не лишены возможности прочитать на нашем портале.
Условная «неуправляемость» ребенка не более чем самопрезентация, проявление характера и силы в ответ на вызовы времени. Рано или поздно она встречается у всех детей, но в разной форме.
Этим ребенок дает миру сигнал «с вами (или нашими отношениями) что-то не так».
В большинстве случаев условная неуправляемость является следствием взросления ребенка с пониманием им контраста между тем отношением к нему, что было (безусловная родительская любовь), и тем, что стало или трансформировалось со времени с возрастающими требованиями без четкого их понимания и обеспечения – «ты должен».
Любой человек, и особенно ребенок больше всего любит, когда… его любят. А требования, вполне понятные взрослым, не суть, что сразу и вообще понятны ребенку.
Именно поэтому и надо терпеливо и систематически объяснять ему на примерах, но не менторским тоном на манер «так принято» или «все так делают», а в том числе спокойно на примерах из собственного детства или отвлеченных примерах.
Известный философ с мировым именем Сёрен Кьеркрегор, которому в мае отметили два века со дня рождения, предложил прекрасную сентенцию о смысле жизни: «Понять жизнь можно только вглядываясь в прошлое, а жить ее нужно смотря вперед».
Иногда к сему добавляют, что прелесть жизни также и в том, что она, слава богу, когда-нибудь заканчивается.
Крайне нежелательно делать внушения и разъяснения детям при свидетелях.
Поэтому проблема неуправляемости детей – более взрослая проблема (чем детская), свидетельствующая о невнимательности и педагогической запущенности, пропуске периода воспитания к ребенку, отсутствии авторитета и доверия к взрослому.
Гораздо проще действовать превентивными мерами и не терять это влияние, чем решать сию проблему.
Одна из нежелательных форм поведения взрослого при обнаружении «неуправляемости», не подчиненности ребенка, в том, что хочется упрекнуть и высказать ему все – «прямо сейчас».
Это ошибка и глупость. Имейте терпение и почаще вспоминайте – какими были вы сами и как «легко» было с вами вашим отцам и матерям.