Ссоры между детьми происходят по тем же причинам, что и у взрослых.
Елена Кацюба, психолог, психосоматолог, рассказала, почему дети ссорятся и что с этим делать.
Во-первых, когда картина мира одного человека не совпадает с картиной мира второго. Во-вторых, когда не удовлетворяются потребности. Разберем эти причины подробнее.
Типичная картина на детской площадке: мальчик Петя очень хочет играть с мальчиком Васей в машинки, а Вася отказывается, потому что ему на самом деле хочется поиграть в догонялки.
Возникает конфликт, когда дети пытаются заставить друг друга делать то, что хотят они сами. Это то самое несовпадение картин мира.
Другая типичная картина: мальчик Петя увидел у мальчика Васи машинку и немедленно захотел такую же. Так как он не научен договариваться, то он пойдет и начнет отбирать, чтобы удовлетворить свою потребность. Возникает конфликт.
Как научить ребенка разрешать конфликты
Объясняем детям, что в действительности никто никому ничего не должен. Вася волен не играть с Петей, а Петя волен не дружить с Игорем.
И это нормально, потому у каждого своя картина мира, свои мнения и желания. И если человек отказывает тебе в чем-то, это не говорит о том, что он плохой или ты плохой, это говорит лишь о том, что ваши интересы не совпали.
Учим детей строить диалог, договариваться о взаимной выгоде. Например, «Давай мы с тобой сейчас поиграем в догонялки, как ты хочешь, а потому будем играть в машинки». Или: «Давай поменяемся на время. Я поиграю с твоей машинкой, а ты с моей».
Учим строить причинно-следственные связи. Например, Вася всегда отзывается на мои призывы вместе поиграть, нам вместе весело, значит, у нас общие интересы и картины мира и нам выгодно дружить.
А если я все время хожу за Васей и упрашиваю его поиграть со мной, а он мне всегда отказывает, то задаемся вопросом: а нужен ли мне Вася? Не лучше предложить поиграть Пете?
Вообще хорошо научить детей понимать, что причинно-следственная связь всегда работает в формате «ты – мне, я – тебе». А дальше мы делаем выводы. Получается, что не всегда нужно на кого-то нужно обижаться. Ведь обида – это когда по отношению ко мне поступили несправедливо.
Соответственно, чем лучше ребенок понимает правила этого мира, тем больше он понимает, что это не про несправедливость, а про несовпадение интересов.
То есть, если твои интересы не совпадают с моими интересами, это не значит, что ты поступаешь по отношению ко мне несправедливо. Просто в данный момент у тебя другие цели и задачи.
Но есть один большой нюанс. Если у самих родителей есть предрасположенность к обиде, то они никогда не научат своего ребенка не обижаться. Поэтому сначала нужно разобраться со своими проблемами, а потом уже учить стратегиям взаимоотношений ребенка.