Психолог Станислав Самбурский рассказал, можно ли учиться во сне

09.09.2023 18:15

В начале учебного года у многих возникает вопрос: можно ли учиться во сне? Если младших школьников он мало касается, то студентов – очень даже, ведь у них наблюдается катастрофическая нехватка времени.

Ответ на поставленный вопрос: и да, и нет. Рассчитывать на закрепление нового материала во сне – не самая лучшая идея, а вот уже пройденного – другое дело, отмечает  психолог Станислав Самбурский.

Из школьной программы известно, что во сне мозг продолжает активно работать. Он не отключается и реагирует на внешние стимулы. В подтверждение этому можно привести пример: спящий быстрее просыпается, когда его зовут по имени, нежели от других раздражителей.

Например, мать, погрузившись в глубокий сон, моментально вскакивает с кровати, стоит младенцу закричать.

Научное сообщество долгое время сходилось во мнении, что деятельность спящего мозга сугубо рефлекторна. Данный постулат оспорило исследование Сида Куидера. В нем он доказал, что во время сна мозг способен планировать и принимать решения.

учеба
Фото: Pixabay

Команда исследователей проводила эксперименты, суть которых заключалась в следующем: участников сажали за стол, на котором располагались две кнопки.

Экспериментатор вслух называл слова, если среди них значилось животное, они нажимали одну кнопку, если объект – другую. Во время эксперимента в мозге измерялась электрическая активность, которая провоцировалась решением, какую кнопку нажимать. В итоге исследователи отследили важнейший момент принятия решения и подготовку к ответному действию.  

Второй этап исследования заключался в изменении условий. Испытуемых провожали в уютное помещение с тусклым светом и мягкой мебелью.

Эксперимент продолжался, но уже с большим комфортом, который располагал к засыпанию. Стоит отметить, что именно этого и добивалась команда Куидера, которая смогла утвердиться в том, что мозг испытуемых продолжал быть активным в зонах, активизировавшихся в менее привлекательной обстановке.

Слова, произносимые вслух в уютной комнате, были другими, а работа мозга по определению их смысла оставалась той же. Ученые доказали продолжение мозговой деятельности в нужном ключе, а не в воспроизведении предыдущих ответов. Проснувшись, испытуемые удивлялись, что им продолжали говорить слова. Они этого не помнили. Поэтому можно смело говорить о работе мозга без участия сознания.

Куидер утверждает, что ночью мозг переходит в режим автопилота. Поэтому он легко продолжает автоматические действия, отточенные в сознательном состоянии, то есть без сосредоточения, за которое отвечает префронтальная кора. А ее активность, как известно, во сне подавляется. Данное утверждение доказывается случаями лунатизма, когда люди во сне делают себе бутерброд или совершают другие автоматические действия.

Исследование доказало, что ночью мозг человека выполняет действия, отточенные до этого днем. Но если рассматривать полученные данные с желанием обучаться во сне, то вероятность успеха маловероятна. Объясняется это тем, что в это время когнитивные процессы не поддаются контролю. При «обучении во сне» есть большая доля искажений, а значит, и вероятность ошибок, которые не приведут к желаемым результатам.

Не стоит забывать и о том, что во сне мозг решает собственные задачи, например, анализ полученного за день опыта. Вмешиваться в эти процессы не безопасно, поэтому лучше не питать надежд и рассчитывать исключительно на сознательное обучение.

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала