У подростков психика активно работает в процессе формирования и поиска себя в этом мире.
Татьяна Виноградова, психолог центра психологической поддержки и психокоррекции Санкт-Петербурга, рассказала, как помочь подростку научиться ставить цели и добиваться их.
Если любой взрослый человек не получает то, что он хочет, или что-то у него не получается, то воспринимает это как стечение обстоятельств.
Подросток же, если что-то не получается, винит себя, и это естественный этап взросления. Кстати, именно поэтому в этом переходном возрасте в большинстве случаев начинаются угри, высыпания на лице, прыщики.
Это психосоматика. Допустим, девушка или парень не обращают внимания на подростка. Это воспринимается им на свой счёт, что он недостаточно хороший, некрасивый, безобразный.
Вот эта «безобразность» как бы в подтверждение вылезает в виде прыщей.
Чтобы помочь подростку научиться ставить цели, а также остановить формирование комплексов, ему нужно, во-первых, доверять.
Например, какую-то бытовую работу. Если есть братья сестры, доверять ему водить в садик и встречать из садика, даже присутствовать на родительских собраниях, пусть и не очень важных. Но при этом он полностью несёт ответственность за то, что пришёл или нет.
Таким образом, возрастает ценность, что подросток нужен в этом доме. Он уже может терять веру в себя, ему кажется, что он вырос, он чувствует свободу, но как будто бы начинает быть оторванным от семьи, как будто он и не нужен, не может найти здесь своё место.
И очень важно, когда у подростка появляются обязанности, которые он выполняет, когда у него есть деньги, на которые он ходит в магазин и покупает продукты или хозяйственные товары для семьи.
Это маленькие цели, которые родители ставят перед подростком, а он достигает их.
Для формирования мотивации достижения этих целей важно, чтобы вместе с подростком принимались какие-то важные решения.
Например, покупка нового шкафа или отдых всей семьёй, или какие-то решения по младшим сёстрам, братьям (в какой садик идти, на какие секции водить и почему). Очень здорово, когда с подростком начинают считаться, с его собственным расписанием.
Да, у подростка должны быть обязанности и дела, вписанные в определённое расписание. Ведь он уже большой и самостоятельный.
Осознание этого придаст ему уверенности в себе. Кроме того, когда у подростка сформируется чувство ответственности за себя и свои обязанности, когда он будет чётко понимать, что ему нравится, чем наполнен его день, что его зажигает, постепенно он начнёт стремиться к тому, что ему по душе.
Со временем это обретёт смысл и целеполагание. От маленьких и быстрых достижений целей он вырастет к большим и значимым.