Ползучая девальвация уже не спасет отечественную экономику.
За первый месяц текущего года доллар в России подорожал на 8%, а 11 февраля руководство Казахстана приняло решение обвалить тенге сразу на 20%, объяснив девальвацию необходимостью придать дополнительный импульс экономике для роста конкурентоспособности. Упала в цене и гривна у соседей на Украине, сообщает Deutsche Welle.
В Беларуси же ситуация на инвалютном рынке пока развивается, следуя январскому заявлению правителя: "Искусственно девальвировать нацвалюту "под свежий глоток" БелАЗу и МАЗу мы не будем". Это при том, что в государстве сложились классические условия для ослабления явно директивной устойчивости белорусского рубля.
На фоне различных валютных потрясений в рамках ТС и на Украине Беларусь с ее плавной девальвацией нацвалюты выглядит островком спокойствия. Несмотря на то, что за прошлый год были выполнены только 2 прогнозных показателя экономического роста из восьми - на 12% уменьшена энергоемкость ВВП и на 17% выросли доходы населения - курс американской валюты подрастал очень постепенно и после незначительных колебаний с начала года увеличился в цене чуть больше, чем на 100 рублей.
За первую половину февраля евро подскочил уже на 260 рублей. Но надо помнить, что белорусский рубль стоит всего лишь одну десятитысячную часть доллара, так что ползучая девальвация национальных денег проходит практически незаметно.
В океане проблем
Зато все более заметными становятся тревожные тенденции в белорусской экономике. За минувший год ЗВР страны уменьшились на одну шестую часть - на 1,4 млрд. долларов. Только за январь нынешнего года они снизились еще на 428 миллионов. Из-за падения объемов экспорта в прошлом году Беларусь не досчиталась 10 миллиардов долларов, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 1,7 миллиарда долларов.
К тому же январский рывок инфляции и без одномоментной девальвации резко обесценил покупательную способность белорусских денег. Производство продукции становится все дороже. Это угрожает экспортерам потерей внешних рынков, в то время как именно ценовой фактор был решающим преимуществом товаров из Беларуси, многие из которых, например, цемент или молочные продукты, продаются в той же России ниже себестоимости. Уменьшение экспорта ведет к росту товарных запасов на складах, с которым недавно приказал нещадно бороться глава белорусского государства.
Без изменений не обойтись
О серьезных проблемах в экономике Беларуси теперь вслух рассуждают не только независимые экономисты, но и ответственные чиновники, сделавшие на минувшей неделе ряд критических замечаний о состоянии экономики, пока президент Лукашенко в Сочи поддерживал белорусских олимпийцев.
При этом никто из функционеров так и не заявил, что следует делать для выхода из создавшегося положения. Ведь ползучее падение курса белорусского рубля не может повысить конкурентоспособность товаров из Беларуси в рамках Таможенного союза, в то время как с помощью "конкурентной девальвации" о продвижении своей продукции позаботились Казахстан и Россия.
Продажи отечественной продукции и услуг в Казахстан составляют чуть более 3% в общем объеме белорусского экспорта за минувший год. Российский же рынок в 2013 году стал для белорусов основным. На экспорт в регионы России идет более 50% товаров, а по некоторым группам экспортируется и до 90% продукции. Так что делать вид, что изменения на валютном рынке соседей по интеграции никоим образом не коснутся белорусов, у властей явно не получится.
Из двух зол
Власти Беларуси, как и в 2009 и в 2011 годах, когда была обесценена нацвалюта, вновь оказались в той же ситуации: выбирать придется из двух зол одно. Отказ от девальвации способен "перекрыть кислород" экспорту товаров, и не только в страны Таможенного союза, а обвал рубля станет ударом по белорусскому населению, которое доверило государству свои сбережения, правда, более, чем под 40% годовых.
Выбор валютной политики в Беларуси целиком зависит от решения Лукашенко, Нацбанк - структура несамостоятельная. Пока же удивляющую решимость проявило белорусское правительство, потребовав от предприятий БелАЗ, МАЗ и Минского тракторного завода в 2014 году продать на экспорт 90-98% произведенной продукции, которую сами же министры признали неконкурентоспособной. Но экспортеры вряд ли смогут выполнить это требование, если цены на их продукцию будут выше, чем у конкурентов. Так что без обесценивания белорусского рубля властям все же не обойтись.