Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступает в силу с 1 января 2015 года. Об этом договорились 29 мая 2014 года в Астане президенты Беларуси, Казахстана и России. Путь от первоначальной идеи до ее законодательного оформления занял более двадцати лет. Еще в 1994 году Назарбаев предложил концепцию интеграции на евразийском пространстве. С 1995 года идеи интеграции обкатывали Россия и Беларусь в рамках сначала Таможенного союза, а потом Союзного государства. В 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество. В 2010 году Беларусь, Казахстан и Россия создали Таможенный союз, а в 2012 года было объявлено о третьем этапе интеграции – Едином экономическом пространстве, которое сейчас наконец начинает приобретать форму зафиксированных и подписанных договоренностей.
В соглашении, которое лидеры трех стран подписали вчера в Астане, есть много правильных слов о гарантии четырех свобод: свободного перемещения по просторам нового союза товаров, денег, услуг и рабочей силы. Но самих этих свобод до сих пор нет. В Астане президенты трех стран подписали очередной интеграционный фьючерс. В реальности с 2015 года только 25 секторов обещают работать в режиме свободы обмена, но даже здесь будут исключения. Телефонное право и региональный протекционизм никто не отменял. Страны не договорились о снятии барьеров с чувствительных для национальных лоббистов рынков строительных и транспортных услуг. Аграрная политика, режим поддержки сельскохозяйственных производителей также будет сугубо национальным.
Особняком стоят также топливно-энергетический комплекс, финансовый сектор, рынок электроэнергии, медицинских, пенсионных и жилищно-коммунальных услуг. Стороны пообещали выйти на единый рынок по нефти, газу и финансам только к 2025 году, по электроэнергии – к 2019 году, фармацевтике – к 2016 году. Рынок труда также остается в руках национальных регуляторов. Каждая страна будет проводить свою макроэкономическую, валютную и финансовую политику. О единой валюте речь вообще не идет. Если сложить вместе все эти исключения и изъятия, то соглашение о создании ЕАЭС превращается во что-то вроде шкуры леопарда, на которой гораздо больше черных пятен, чем единого пространства для свободного обмена.
Вряд ли реальной экономической интеграции государств будет способствовать и то, что подписанное в Астане соглашение не предусматривает создание хоть каких-то реальных, эффективных институтов, которые могли принудить страны к исполнению принятых обязательств. Слабость наднациональных органов, соединенная с силой отраслевых лоббистов и монополистов, будет генерировать конфликты на самых разных рынках. Президенты и их представители вынуждены будут вмешиваться для урегулирования проблем.
Но все же некоторые выгоды от этого соглашения получат все три подписавших его президента. Для Владимира Путина Евразийский экономический союз – это главный геополитический проект. Это сердцевина его стратегии, направленной на то, чтобы восстановить влияние России в мире, создать полюс противостояния с Евросоюзом и США. Через этот союз Кремль планирует экспансию своей политики, капитала и идеологии. По замыслу Путина, этот интеграционный проект должен в будущем вобрать в себя не только Армению и Киргизию, но и другие страны – бывшие республики Советского Союза, вплоть до Украины. Ради таких геополитических игр Кремль готов платить своим партнерам за их участие в сыром интеграционном проекте с множеством дырок.
Для Назарбаева Евразийский экономический союз – это доступ к российской транспортной инфраструктуре для выхода с энергоресурсами в Европу. Также это возможность сбалансировать растущее влияния Китая в самом Казахстане и создать переговорную площадку с Кремлем на случай возможных территориальных претензий. При этом Казахстан не против увеличить свое присутствие на товарных рынках России и Беларуси, осуществить экспансию на сырьевые и финансовые рынки. Наконец, Назарбаев через ЕАЭС может позиционировать себя как политик мирового уровня, а не просто защитник интересов группы олигархов в непонятной для большей части мира азиатской стране. Подписанные в Астане соглашения слишком слабые для руководства Казахстана, но надежда на будущее прочно удерживает лидера этой страны в интеграционном проекте.
Для Александра Лукашенко ЕАЭС – это прежде всего бизнес. Ни один другой президент в мире так долго, ловко и безнаказанно не эксплуатировал Кремль и комплексы его хозяев. Главе Беларуси все равно, под каким правовым соусом получать российский интеграционный грант. Вот и на этот раз подпись Лукашенко под договором о создании дырявого ЕАЭС стоила России $1,5 млрд по нефтяным пошлинам в 2015 году и в два раза больше с 2016 года плюс полная загрузка двух белорусских НПЗ дешевой российской нефтью вплоть до 2023 года, кредит в $2 млрд в этом году и снятие претензий по импорту из Белоруссии собранных под Минском автомобилей и другой техники.
Перед угрозой санкций в отношении России Лукашенко предлагает России вложиться в белорусский ВПК. Не менее интересным для него выглядит сотрудничество в сфере финансов и атомной энергетики. Сейчас, когда российско-украинский конфликт в разгаре, Москва едва ли решится останавливать импорт белорусских товаров из-за их несоответствия неким санитарно-эпидемиологическим или техническим стандартам. Так что, получив энергетический грант и российские кредиты, Беларусь наверняка продолжит демпинговать на российском рынке. Лукашенко уже потирает руки в надежде занять в России нишу украинских продовольственных товаров. Одновременно аграрные бароны Белоруссии надеются тихой сапой использовать особые отношения с Польшей и Украиной, чтобы ввезти из этих стран сельскохозяйственное сырье на переработку, а потом экспортировать готовую продукцию в Россию. Российские власти уже неоднократно высказывали претензии к таким схемам белорусских партнеров, но дальше слов дело не шло. Тем более, вряд ли пойдет сейчас.
Но главное, что очередная перезагрузка интеграционного проекта позволяет Лукашенко решить основной для него вопрос – вопрос сохранения его личной власти. В 2015 году в Беларуси пройдут очередные президентские выборы. Политический контекст проекта «ЕАЭС» вместе с новым потоком кредитов и субсидий гарантирует белорусскому президенту легкое переизбрание.
В итоге получается, что новый Евразийский союз мало чем отличается от своих предыдущих интеграционных собратьев. Президенты постарели. Олигархи забронзовели. Интеграционные надежды притупились. Обычные люди перестали обращать внимание на «эпохальность» очередных геополитических фьючерсов. Проекты монополистов, чиновников и контрабандистов имеют мало общего с честным, открытым и свободным обменом между гражданами трех государств.