Европейские потребители радуются: вслед за снижением мировых цен на нефть дешевеет и топливо.
В Беларуси после привязки стоимости горючего к курсу доллара оно будет перманентно дорожать.
Концерн «Белнефтехим» решил поступательно, в несколько этапов, довести стоимость литра индикативной марки топлива — бензина АИ-92-К5-Евро до размера, эквивалентного 1 доллару США, а затем оперативно индексировать его цену в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару.
Индексацией назвали, чтобы не дразнить народ
— Привязка к курсу доллара, в принципе, оправдана: своего сырья в Беларуси нет, мы его покупаем за валюту, — считает экономист Лев Марголин.
Решение «Белнефтехима» эксперт также объясняет тем, что полгода цены на топливо не повышались, а курс доллара за этот срок вырос на 10%.
— Вот сейчас и догоняют, — резюмирует Лев Марголин. — А чтобы не дразнить народ очередным повышением цен до конца года, решили назвать это индексацией.
Государство могло бы «немного пожертвовать акцизами»
Курс доллара в Беларуси растет, а цена на нефть в мире падает, несмотря на наличие серьезных вооруженных конфликтов, которые, как считается, неизбежно ведут к повышению цен на энергоносители.
Конфликтов сейчас предостаточно: Украина, сектор Газа, Ирак. Но, как поясняют специалисты, кризисы ведут к повышению цен только в том случае, если спрос намного превышает предложение. Сейчас мировой рынок нефти относительно насыщен: Россия и Саудовская Аравия продолжают поставлять нефть, США стали добывать ее намного больше, чем раньше.
По прогнозам, вслед за падением мировых цены на нефть на рынках европейских стран стоимость горючего будет снижаться.
— Но такого в Беларуси еще не было, чтобы вместе с мировыми ценами на нефть снизилась и стоимость бензина, — отмечает Лев Марголин.
Хотя, по его мнению, в такой ситуации белорусское государство могло бы «немного пожертвовать своими акцизами», которые составляют немалую долю в стоимости бензина.
— Но раз это назвали индексацией, то повышение цены на топливо, конечно же, не последнее, — прогнозирует эксперт.
Он обращает внимание на то, что в решении «Белнефтехима» не указано, когда будет индексироваться цена на бензин и при каком курсе.
— Таким образом, когда курс доллара меняется каждый день или через день на 10 рублей, тогда и цены нужно будет смотреть не на заправочных станциях, а на тех табло, которые висят в банках и обменных пунктах, — иронизирует эксперт над новым механизмом ценообразования.
Рост цен становится явлением постоянным
Судя по всему, курс доллара в Беларуси будет продолжать свой рост.
— Так что в любом случае и рост цен становится явлением постоянным, — резюмирует Лев Марголин.
Сегодняшнюю цену на автомобильное топливо в Беларуси, по его мнению, можно считать оправданной лишь в том случае, если брать в расчет, что государственный бюджет трещит по швам, а бензин не является предметом первой необходимости.
— Но если учитывать, что стоимость бензина закладывается в цену практически любых товаров, а заработная плата и пенсии в Беларуси в этом году застыли на месте, то не оправдана, — говорит Лев Марголин.
На сегодняшний день стоимость 1 литра дизельного топлива (К4) составляет 10 950 рублей (ранее составляла 10 500 рублей), бензина АИ-95-К5 - 10 850 рублей (10 400), АИ-92-К5 - 10 100 рублей (9 700). Нынешнее подорожание автомобильного топлива — третье в этом году. Предыдущее повышение розничных и отпускных цен на нефтепродукты произошло 19 августа и составило в среднем 4,3%.