«Человек может делать, что хочет, но не может желать, что хочет» - в этой фразе Артура Шопенгауэра, мизантропа, философа и убежденного холостяка – большой смысл.
Если человек чего-то хочет, он может этого усилиями достичь, однако сами стремления диктуются человеку или природой (инстинктами) или обществом (моралью и привычками), таким образом желания почти всегда определены заранее и даже не осознаваемы человеком до конца.
Привлекательность тех или иных типажей противоположного пола в человеке также вложена заранее, что нетрудно заметить по истории личных отношений каждого; типажи случаются разными, но наибольший условный комфорт бывает с типом, обладающим определенными характеристиками.
Одна из причин поведенческих реакций людей, действующих без оглядки на мнение или желание другого, именно в скрытой предрасположенности (предопределенности) конкретного индивидуума, - считает психолог Андрей Кашкаров.
Посему система ценностей складывается у каждого человека, и понятие «свобода воли» и выбора есть, но очень относительное. Возьмем для примера нередко встречающееся и даже характеризующее персоналии и события определение «по-человечески».
В силу различающихся систем ценностей разных лиц оно будет раскрываться по-разному, соответственно, иметь и разные допуски, и ограничения.
Итак, если желания определены за нас априори, тогда понятно, что поведение человека управляемо стрессорами, желанием удовольствий и главное - изменением состава крови, в частности колебанием уровня гормонов.
Каждое достижение чем-то обосновано: к примеру, в творчестве – славой (может быть с каким угодно знаком и не является величиной постоянной - тем и интересна), в спорте энергией для свершений и красивым телом, а в целом – желанием выиграть социальное соревнование с другими, похвастаться тем, чего в той же мере нет у другого.
В желании возбудить восхищение с прицелом на привязанность, следовательно, и влияние, нет дурного, оно сотни лет применяется женщиной с помощью косметических средств и поддержки ухода за собой, то есть «иллюстрации» внешнего вида и форм.
В этом «прячутся» и все другие желания – от бесконечной рекламной активности в социальных сетях (у кого она такова) до лидерства в коллективе и научных работ, претендующих на внимание Нобелевского комитета.
А в частностях выбор реакций или действий определяется источником эндорфинов, на который люди все-таки отчасти могут влиять.
Наиболее привычно, то есть не задумываясь о причинах, усматривать в другом «понятные» характерные черты; это сближает.
Человек не удивляется, когда те же или похожие качества содержатся в нем самом. Так можно постичь другого и понять его лишь в меру собственного интеллекта. Вот почему иногда уместна поговорка «не судите по себе», впрочем, нередко бесполезная.
Эгоизм и нарциссизм как свойства личности, якобы влияющие на невнимательность к мнению и желаниям других, тоже свойственны человеческой природе качества, но заметьте, что сам субъект редко так характеризует себя, и не только в виду отсутствия критического мышления; типично характеристики, как ярлыки, «приписывают» извне.
Поскольку свобода воли человека и постижение другого – вместе с его мыслями, желаниями, страхами и чаяниями - понятия относительные, не всегда четко реализуемые, в отношениях между людьми случаются недопонимания, и, соответственно, действия одного без учета мнения другого.
Вовсе не потому, что человек «плох» или кому-то «хорош»; от категоричных суждений следовало бы отказаться. А потому, что по-другому жить не может, не научен и действует в соответствии с природными, своими характерными качествами и аккумулированным опытом решения похожих ситуаций.
Выводы из сказанного можно сделать разные. К примеру, обратившись к тому же Артуру Шопенгауэру, вспомнить: «изменить этого не могу, остается извлекать из этого пользу».