Наша героиня – Елена, ей 47 лет. Более 20 лет Елена работала воспитателем в детском саду, получая весьма скромную зарплату, но три года назад она решила изменить свою жизнь и отправилась в Москву в поисках хорошо оплачиваемой работы.
В 45 лет многие белорусы уже боятся уходить с насиженного места работы. Елена же в этом возрасте поняла, что самое время что-то менять. И надо сказать, что всё задуманное у женщины получилось – уже несколько лет Елена трудится няней в московской семье и получает достойную зарплату.
Елена, расскажите, почему вы решили прекратить трудовую деятельность в Беларуси и отправились искать работу в другой стране?
Всю жизнь я прожила в Могилёве, окончила педагогический колледж по специальности воспитатель дошкольного учреждения. Работала шесть лет в детском саду, затем в другой должности в системе образования.
На последнем месте отработала почти 20 лет. Требования были очень высокие, бесконечные проверки, отчеты, а зарплата неоправданно низкая. Три года назад она составляла 240-260 долларов. Это со всеми надбавками и премиями, за полторы ставки.
О работе в другой стране я задумалась в 2015 году. Тогда в Россию уехала работать няней моя коллега. Её попросили заменить другую женщину на время больничного. Она немного поработала, потом приехала, чтобы уволиться и вернулась в Россию уже навсегда. С тех пор она в Беларусь возвращается только для того, чтобы провести отпуск со своими близкими.
Тогда я впервые узнала, что я, как воспитатель, могла бы работать няней в какой-то семье. Это меня заинтересовало. Как раз в то время у меня возникли семейные проблемы и настал переломный момент, когда я поняла, что за белорусскую зарплату просто не выживу и стала искать другую высокооплачиваемую работу.
Во время летнего отпуска я решила поехать в Москву поискать работу. На тот момент мне было 45 лет. В Беларуси в таком возрасте работу найти очень сложно. В Москве оказалось, что для няни – это самый лучший возраст. Молодых в семью брать не хотят.
Как быстро вам удалось найти первую работу?
Жильё мне предоставили друзья на окраине Москвы за символическую плату. Первую работу я нашла в интернете в течение месяца без чьей-либо помощи. Проработала я там полтора года. Сейчас работаю в другой замечательной семье.
Из первой семьи я ушла по собственному желанию, поскольку родители стали просить выполнять с детьми работу, не прописанную в моем контракте. После увольнения могла себе позволить ещё три месяца не работать – занималась своими делами, путешествовала по Европе.
О зарплате. Многих волнует финансовый вопрос – удаётся ли заработать больше, чем на родине?
В 2016 году моя первая зарплата составляла 3 500 российских рублей в день или 52 тысячи за 14 дней (около 900 долларов). Такова была продолжительность моей работы в месяц. Эта сумма мне тогда казалась астрономической. Это был кризисный год, тогда в нашей стране работы не было вообще. Среди моего окружения зарплата в 300 долларов считалась очень достойной.
Сейчас я бы, конечно, за такие деньги не работала, да и с тех пор зарплаты в Москве в этой сфере заметно выросли. По сравнению с белорусскими 200 долларов, разница была заметной.
Сейчас я по-прежнему работаю вахтовым методом – 2 недели работаю, 2 недели дома. Сейчас в Москве получаю больше тысячи долларов за 14 дней.
Каждое лето вместе с семьёй, в которой работаю, я уезжаю в Италию на 2-3 месяца. Все расходы берёт на себя семья.
Всё это время с детьми нужно работать без перерыва каждый день, времени на отдых очень мало, но платят достойно. Несмотря на то, что работаешь на курорте, после двух месяцев с детьми хочется ещё разок отдохнуть.
Об отношении в семье работодателя. Как хозяева относятся к вам? Чувствуете ли вы себя больше рабочим персоналом или членом семьи?
Да, конечно, я не член семьи, я на работе, хотя и живу с семьёй. Со стороны взрослых членов семьи никогда не было хамства, пренебрежения, высокомерия.
Хозяева ни разу не позволяли себе даже повысить голос. Питание и проживание всегда было с общего стола, и всегда достаточно. Иногда на праздники дарили подарки, были и премии. Отношение ко мне всегда было отличное.
Моей коллеге работодатель даже оплатил дорогостоящую операцию. Это не единичный случай. Как правило, что касается здоровья, хозяева стараются всегда помочь няне. Если няня проработала в семье много лет, то ей обязательно помогут.
Стоит отметить, что белорусов в Москве ценят. Если в объявлении указано «ищем только гражданку России», то это значит, что гражданка Беларуси тоже подходит. В Москве ценят порядочность и ответственность белорусов. Москвичи считают, что белорусам можно доверять.
Расскажите о сложностях работы, тяжело проводить 24 часа в сутки с чужими детьми?
Во-первых, нужно понравиться хозяйке. Но я никогда не старалась произвести хорошее впечатление, просто была собой. Конечно, планка там высокая. Родители хотят, чтобы их детей воспитывали педагоги с большим опытом работы, знающие разные методики. Ну и, конечно, найти контакт с детьми. И это получается не сразу, все присматриваются друг к другу, изучают характер.
Дети – они везде одинаковые. И в богатых, и в бедных семьях ребенка нужно услышать, понять, стать ему другом и уметь повести за собой, завоевать авторитет. Случаются и капризы, истерики. Дети есть дети. Работать с ними тяжело. Меня поймёт любой учитель или воспитатель.
О планах на будущее. Планируете ли вы вернуться в Беларусь?
Наша Беларусь прекрасна, тут живут самые лучшие люди. Я бы хотела работать в Беларуси. Если у меня появилась бы возможность найти работу хотя бы за 700 долларов, то я бы вернулась в родной город. Мне не нравится Москва, там тяжёлая энергетика, плохая экология. Конечно, дом есть дом.
Но я понимаю, что такой работы в Могилёве и даже Минске я не найду. Хотя я считаю, что с моим образованием и опытом я могла бы получать достойную зарплату.
Работу в белорусском детском садике сейчас я себе сложно представляю. Скорее всего, я на такое уже не решусь. Да и запросы у меня выросли, раньше была рада, когда получалось выжить от зарплаты до зарплаты.
Сейчас я могу позволить себе сходить к косметологу, купить хорошую одежду, съездить за границу. Я помогаю материально своему отцу, покупаю ему хорошие лекарства, витамины, одежду. Уровень жизни понижать не хотелось бы.
Фото: из личного архива героини
Светлана Протас