Созрели открыть свой бизнес, но не знаете, с чего начать или боитесь бумажной работы?
Некоторые обращаются в специализированные фирмы, которые быстро и за деньги сделают всё за вас, но, на самом деле, начать своё дело без посторонней помощи не покажется сложным, если чётко знать, что и как делать.
Индивидуальное предпринимательство – очень простая форма коммерческой деятельности. В основном люди обращаются за помощью к юристам исключительно из-за отсутствия свободного времени.
Перед началом сбора всех документов следует определиться с родом деятельности малого бизнеса, так как открыть ИП и получить необходимые документы можно за один день, – поясняет юрист Светлана Бушмар.
1. Определяемся с видом деятельности ИП
Для вашего удобства лучше начинать с этого шага. Определить вид деятельности – это выбрать код из государственного классификатора видов.
Документ есть в свободном доступе в Интернете – «ОКРБ 005-2011». Отталкиваясь от вида, вам будет проще понимать, какую форму налогообложения выбрать, важно ли открывать расчётный счёт и т. д.
2. Идём в регистрирующий орган
Регистрировать ИП можно только по месту своей прописки. Это местные исполкомы или администрации района в городе. К ним мы идём уже с готовым пакетом документов.
Регистрация пройдёт быстро: свидетельство можно забрать на следующий рабочий день, а при несильной загруженности органа – в день подачи.
Ваше ИП сразу внесут в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Что входит в пакет документов?
– Паспорт или другой документ удостоверяющий личность (например, вид на жительство);
– Заявление (бланк можно скачать на сайтах исполкомов);
– Одна или две фотографии 3х4 (одну фотографию могут взять для самого свидетельства о регистрации, а вторую оставить в личном деле);
– Квитанция об уплате госпошлины (за реквизитами можно обратиться в регистрирующий орган, посмотреть на официальном сайте);
– Папка (картонный скоросшиватель) и файл для вышеперечисленных документов.
*Госпошлина составляет половину базовой величины – 12 рублей 75 копеек.
3. Постановка на учёт в налоговую инспекцию
Важный шаг, так как оплата налогов государству – это основная обязанность предпринимателя.
Пока вы ничего не платите, а просто лично приходите в инспекцию, несмотря на то, что вы уже поставлены на учёт (это происходит автоматически в течение 5 рабочих дней после регистрации).
В налоговой вам предстоит заполнить анкету, выбрать форму налогообложения (зависит от вида деятельности), а также приобрести книгу замечаний и предложений и книгу проверок.
4. Открытие расчётного счёта в банке
Если для вашего бизнеса необходимо открытие счёта, то это сделать вам будет несложно.
При регистрации ИП в некоторых регистрирующих органах можно сразу указать банк обслуживания, затем специалист свяжется с вами, объяснит алгоритм дальнейших действий или предложит пакет услуг. В большинстве банков услуга открытия счёта для ИП бесплатна.
В каждом учреждении по-разному, например, в Беларусбанке это стоит 1 рубль. Пакеты услуг оплачиваются дополнительно, но это при желании и необходимости для предпринимателя, – поясняет Юлия Ивкина, специалист службы розничного и корпоративного бизнеса Беларусбанка.
Кому не обязательно открывать расчётный счёт?
– Плательщикам единого налога.
– Не пользующихся кассовым аппаратом (например, вам не нужно проводить операции по безналичному расчёту).
– Предпринимателям, выручка которых не превышает 1 000 базовых величин.
5. Изготовление печати
Печать для индивидуальных предпринимателей не обязательна. Если же она вам необходима, то никакие разрешения на неё не нужны.
Достаточно предоставить копию свидетельства в выбранную вами фирму-изготовитель. Стоимость услуги приблизительно 20-30 рублей.
Кому не нужно платить госпошлину?
От оплаты госпошлины в размере 0,5 базовой величины освобождаются:
– Безработные, состоящие на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите.
– Студенты дневных форм обучения.
– Дипломированные выпускники дневных форм в течение года после завершения обучения.
– Зарегистрированные ИП, которые вносят изменения в свою деятельность.
Если вы относитесь к лицам, освобождающимся от оплаты госпошлины, вам необходимо предоставить подтверждающие документы.
Наёмные сотрудники
Устраивать на работу индивидуальный предприниматель может не более 3-х человек.
Необходимость в большем количестве сотрудников приведёт вас к открытию ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Кто не может регистрироваться как индивидуальный предприниматель?
Согласно законодательству РБ, вы не сможете открыть ИП, если:
– У вас есть непогашенная или не снятая судимость за преступления, касающиеся экономической деятельности.
– Есть неисполненное судебное постановление о взыскании имущества.
– Вы собственник (учредитель, участник, руководитель) юридического лица на стадии банкротства или ликвидации.
– Вы имели отношение (учреждали, руководили) к организациям, признанным банкротами, и если эти организации не уплачивали необходимые налоги и сборы в течение 3-х лет с момента исключения из единого государственного реестра.
– Установлены другие запреты и ограничения на регистрацию ИП.
Что нужно знать напоследок об ИП?
Индивидуальный предприниматель остаётся физическим лицом, а не юридическим. Поэтому у ИП нет разделения на коммерческое имущество и личное.
Также зарегистрированные предприниматели не имеют фирменного названия, а работают под своим именем. У вас не будет руководящего органа, вы самостоятельно управляете своими операциями.
Валерия Красавина
Фото: © Белновости