Тема зарплаты учителей всегда будет актуальной: кто-то считает, что педагоги зарабатывают совсем мало, кто-то думает, что получают достойную зарплату, ошибочно полагая, что в школах-то они находятся всего полдня.
На примере нескольких работников учреждений образования узнаем, как оплачивается труд учителя в г. Минске и регионах.
Наверное, у каждого со словом «учитель» ассоциируется определенный человек: для кого-то – это милый образ первой учительницы, которая показывала, как рисовать и учила писать стихи, а кто-то вспоминает женщину в огромных очках, которая всегда злилась на школьников, не желающих запоминать даты образования Речи Посполитой. О заработке людей, которые сеют «разумное, доброе, вечное» и без которых невозможно представить современное общество сегодня и поговорим.
Об осознанном выборе профессии преподавателя, карьерном росте и зарплате рассказала Юлия Субач – учитель с 4-летним стажем, которая в 2015 году закончила филологический факультет БГУ и получила специальность «Белорусская филология». Имея целевое направление, после окончания университета уехала покорять родные места в г. Ошмяны Гродненской области.
Проработав немного в дошкольном учреждении образования, с радостью перешла на должность социального педагога в гимназию, как только появилась такая возможность.
Посчастливилось получить еще и 5 часов белорусского языка в 6 классе. «Если говорить о заработной плате, то на период 2015 года для молодого специалиста, живущего дома, она была вполне адекватной.
Тарифная ставка социального педагога составляла 205 белорусских рублей, предметные часы – 63 рубля» – рассказывает Юлия.
За выполнение поручений, которые не входили в должностные обязанности, директором гимназии начислялась премия. Проработав 2 года и неплохо зарекомендовав себя, стала председателем первичной профсоюзной организации, а количество предметных часов выросло до 10-ти, с ними, соответственно, выросла и заработная плата.
«В течение учебного года всегда существует масса возможностей получить прибавку к зарплате – конкурсы, олимпиады, научные работы и всевозможное активное участие в жизни гимназии» – рассказывает молодой педагог.
Юлия вспоминает, как поощрялись победы в различного рода мероприятиях, к которым учитель готовит школьников: «Если ребята занимают первое место в районном конкурсе, то учитель, сопровождающий детей на всех этапах подготовки, получает премию в размере 30 % от оклада, за второе место – 20 %, за третье – 10 %. Даже простое участие в конкурсе оплачивается директором в размере 10 % от оклада».
На протяжении 4-х лет Юлия выполняла еще и обязанности старшего воспитателя в гимназическом лагере и получала прибавку к заработной плате в размере 50 % от оклада, а за работу в районном лагере ей начислялась премия в размере 420 рублей. Сейчас, имея вторую квалификационную категорию, за которую доплачивают 30 белорусских рублей, в июне педагог получила 1 078 белорусских рублей, где 302 рубля – отпускные.
В общей сложности за работу в прошлом месяце было начислено 776 белорусских рублей. Если сравнить с зарплатой любого среднестатистического белоруса, то можно сказать, что заработная плата школьного учителя довольно неплохая.
Цифрами из расчетного листа делится и Татьяна, которая также после окончания университета должна была отработать 5 лет в небольшой школе в 40 км от Гродно, в которой насчитывалось 106 учеников и 25 учителей. В 2014 году, будучи молодым специалистом, ориентировочно получала 350 белорусских рублей. Зарплата, как и у всех учителей, состояла из оклада, надбавки и премий.
Например, за победу в областном конкурсе учитель получает 25 % от оклада, за второе место – 20 %, за третье – 15 %. Оклад заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки составляет 165 белорусских рублей и 160 рублей – оклад учителя. Премия в основном стандартная, ориентировочно 160 рублей. Раз в три месяца каждый педагог получает материальную помощь в размере 54 рубля.
После того, как Татьяна отработала 3 года учителем математики, директор школы настоятельно рекомендовала ей должность заместителя по воспитательной работе на 0,5 ставки и при этом предлагала сохранить 10 предметных часов, куда входили не только уроки, но и 3 факультатива, проверка тетрадей и подготовка к экзаменам в 9-х и 11-х классах. С учетом всех этих составляющих зарплата учителя второй категории и по совместительству заместителя директора по воспитательной работе сейчас составляет 838 белорусских рублей.
Людмила Николаевна (прим. ред. – имя изменено) – учитель белорусского языка и литературы с 20-летним стажем и высшей категорией тоже сообщила, что фиксированной суммы, которую платят работнику сферы образования ежемесячно нет, что сумма зависит от количества часов, категории, стажа, участия в мероприятиях.
Также есть такое понятие как «выход на пенсию по выслуге лет», но если педагог продолжает работать, то каждый год пишет заявление и ежемесячно ему выплачивают ориентировочно 15 рублей.
Глядя в свой расчетный лист за май, называет сумму в размере 956 белорусских рублей, но говорит, что за несколько предыдущих месяцев зарплата была около 1 072 белорусских рублей. Ее оклад составляет 613 рублей.
За высшую квалификационную категорию педагог ежемесячно получает 350 рублей. Далее зарплата состоит из надбавки, премии и материальной помощи, в зависимости от прописанного Положения коллективного договора, который существует в каждой школе «У нас по коллективному договору премия – 14 %, она дается сразу, а 6 % руководитель учреждения образования имеет право распределить по своему собственному усмотрению. Всегда можно заработать больше, если систематически участвовать в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах» – рассказывает педагог.
Из вышесказанного можно заметить, что учитель в Беларуси при желании может получать достойную заработную плату. Как видим, ни молодые учителя, ни специалист со стажем не сбежали после окончания отработки, а продолжают и дальше трудиться и развиваться в данной профессии, поэтому с уверенностью можно сказать, что условиями труда они довольны.
Виктория Войтешонок
Фото: © Белновости