В Беларуси сформирована комплексная система оценки качества образования.
Об этом заявил глава Минобразования Игорь Карпенко.
Соответствующее заявление министр сделал 4 декабря во время семинара «Функциональная грамотность белорусских учащихся в свете исследования PISA-2018: результаты и перспективы».
В мероприятии участвовали руководители управлений образования областей, районов и Минска, – информирует БЕЛТА.
Комплексная оценка качества образования, по словам Игоря Карпенко, включает оценку в классе, проведение выпускных и вступительных экзаменов, а также республиканских контрольных работ.
Кроме того, в нее входят аттестационные экспертизы, опытная проверка учебных изданий и системные исследования качества образования.
Глава ведомства обратил внимание на тот факт, что Беларусь входит в группу тридцати самых развитых государств по индексу человеческого развития согласно показателям в сфере образования.
По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» республика имеет значение 15,5 года и занимает 29-е место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» – 12,3 года, что соответствует 11-му месту, – привел статистику министр.
Он добавил, что во вторник, 3 декабря, были обнародованы результаты 7-го цикла международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое было проведено весной прошлого года.
Данные свидетельствуют о том, что белорусские учащиеся показали хороший уровень компетенции по всем трем направлениям исследования, заняв место в первой половине мирового рейтинга.
Участие страны в международном сравнительном исследовании PISA-2018 является актуальным в свете совершенствования содержания и механизмов независимой оценки качества образования на всех уровнях, – подчеркнул Игорь Карпенко.
По его словам, результаты этого исследования позволяют сравнить белорусское образование с лучшими мировыми практиками, а также использовать современные международные методики к оценке качества образования.
Проведя в ближайшие месяцы глубокий научный анализ полученных результатов, мы должны принять взвешенные решения по дальнейшему развитию общего среднего образования, к обязательности которого мы запланировали перейти, включив соответствующую норму в новую редакцию Кодекса об образовании, – сказал глава Минобразования.
Он отметил и то, что ключевые направления и приоритеты политики государства в сфере оценки качества образования обозначены в Концептуальных подходах к развитию системы образования Беларуси до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
Министр проинформировал присутствовавших и о том, что в Беларуси практикуется широкое понимание качества образования, выходящее за рамки исключительно показателя баллов в аттестате.
Система образования является институтом социализации молодых людей, формирует их мировоззрение и личностное развитие. Качество образования - это прежде всего успешно устроенный в жизни человек, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция, – пояснил Игорь Карпенко.
Именно по этой причине для характеристики достижений учеников в стране помимо уровня знаний по предметам применяются показатели степени сформированности личностных качеств, основных компетенций, необходимых современным людям.
К последним руководитель Минобразования отнес способность мыслить критически, умение взаимодействовать с другими, а также такие качества, как коммуникабельность, творческий подход к поставленным задачам, наличие мотивации к дальнейшему образованию.
Добавим, что в стране намерены провести углубленное изучение результатов вышеназванного исследования. Проводиться оно будет в соответствии с проектом «Модернизация системы образования Республики Беларусь», реализуемого по соглашениям о займе между Минском и Международным банком реконструкции и развития.
Уже в первой половине следующего года должны разработать рекомендации по улучшению качества национального образования.
Игорь Карпенко одной из ключевых задач на ближайшую перспективу видит формирование в стране высокопрофессионального экспертного потенциала в области оценки качества образования.
Важную роль в решении этой задачи играют расширяющееся международное сотрудничество, изучение опыта различных стран, привлечение признанных международных экспертов, сотрудничество с международными организациями, – сказал министр.
Согласно PISA-2018, учащиеся белорусских лицеев и гимназий показали результаты не ниже своих сверстников из Сингапура и Китая.
Это подтверждает верность принятого в Беларуси решения о предоставлении средним школам возможности изучать отдельные предметы более углубленно. Так, как это делается в гимназиях. При этом начинается такое обучение уже со 2-й ступени общего среднего образования.
Именно предоставление равных возможностей всем без исключения учащимся и в городской, и в сельской местности в будущем даст положительный результат, – подытожил Игорь Карпенко.
Фото: © Белновости