Сытый голодного никогда не поймет. В этих словах заключена простая истина, которая есть, была и будет актуальна еще долго.
В то время как средняя заработная плата официально составляет примерно 1000 рублей, существует масса людей рабочих профессий, для которых эта цифра является недостижимой отметкой.
Однако это не меняет общей картины происходящего. Тысячи людей по всей стране продолжают выполнять свою работу, являясь локомотивом стабильности в сфере обслуживания или производства. Выполняя сложную и зачастую неблагодарную работу, они не всегда имеют достойную компенсацию за свои усилия.
Главный герой сегодняшнего репортажа Алексей Б. сознательную часть детства и юности жил в деревне. Сельская жизнь сформировала в нем любовь к физическому труду, тот внутренний стержень, послуживший основой для будущей трудовой жизни. Окончив 9 классов сельской школы, Алексей поступил в технический колледж и начал самостоятельную жизнь.
«Тогда я хотел стать независимым от родителей, начать зарабатывать и заочно поступить в технический универ. Планов создать семью тогда еще не было. Да и какая семья, самому надо на ноги было встать. Получал небольшую стипендию и подрабатывал грузчиком. В месяц выходило пару миллионов на руки (Прим. ред. — 200 рублей с учетом деноминации)».
Получив диплом об окончании колледжа, Алексей по распределению был отправлен на «отработку» в колхоз по соседству с родной деревней. Золотых гор не обещали, но на первое время работой обеспечили. Оклад составлял всего 210 рублей, но его это не смущало, находил возможности дополнительно заработать.
На работе Алексей познакомился со своей будущей женой. Вскоре, как и многих других парней на отработке, его вызвали по повестке в военкомат, где после прохождения медицинской комиссии признали годным к воинской службе.
«Тяги к службе в армии у меня не было, но и “косить” тоже не хотел. Решил, что лучше сразу отслужить, чем бегать каждые полгода или хуже того — получить “статью негодности” и забыть о нормальной работе. В итоге попал я на осенний призыв. Полтора года пролетели быстро, поначалу было сложно, хотя под конец втянулся».
Вернувшись к гражданской жизни, Алексей и его супруга вскоре узаконили свои отношения. Поработав немного в колхозе, появилась возможность переехать в небольшой город Гомельской области и заселиться в квартиру, доставшуюся жене по наследству. Заимев крышу над головой, мужчина устроился на работу в местное коммунальное предприятие в качестве оператора очистных сооружений.
Получить эту должность труда не составило. По словам мужчины, все было банально просто, начиная от формального собеседования и заканчивая подписанием трудового контракта.
Мужчина убежден, что в то время было гораздо проще найти работу и трудоустроиться, не говоря уже о выборе. О своей же работе говорит открыто, не скрывая реальное положение дел.
«Если не вдаваться в подробности, то моя работа заключается в обслуживании очистительного оборудования. Да, не самое экологичное дело, но со временем привык. После запуска системы очистки рабочие поверхности и установки рано или поздно загрязняются. Здесь наша работа и начинается, но здесь она не заканчивается.
Ну и конечно, так как система не автоматическая, то нужно постоянно контролировать все процессы, проверять уровень воды, проще говоря, наблюдать и вмешиваться по необходимости. Да и отбор отходов, промывка оборудования, все вручную делаем».
Рабочий процесс за время его работы, а это 19 лет, мало изменился, но вот труд по факту обесценился.
За время трудовой деятельности Алексей уже дважды видел деноминацию, которая явно не принесла «простым людям» ничего положительного. Все бы ничего, если бы параллельно регулярной инфляции рос уровень дохода, но этого не произошло.
«Начиная работать, я чистыми имел больше 5 миллионов (500 рублей). Ну а что сейчас? Иногда выходит 350, но чаще всего в районе 400 рублей в месяц. А что в магазинах творится? Раньше на 100 тысяч (10 рублей) можно было хоть что-то съестное купить, ну а теперь это 10 рублей, с которыми стыдно заходить, потому что ничего толком не купишь».
Однако поводы поверить в перспективы карьеры были. В первую очередь, это были планы заочного получения высшего образования, которые, увы, так и остались в планах. Во-вторых, начальство заинтересовано в квалифицированных кадрах, посему направляло Алексея повышать уровень знаний с дальнейшим повышением квалификации и зарплаты.
«Пару раз отправляли учиться, чтобы знания получить и повысить квалификацию. Хотя, честно говоря, со временем и без этого все понимать начал, это не атомная станция все-таки. К слову, оклад повысили не сразу, да и ненамного, рублей на 20-30. Да и оборудование наше пережило Советский союз, думаю и меня переживет, особенно если пенсионный возраст еще пару раз повысят».
Но, как часто бывает, дополнительно приходится выполнять трудовые обязанности, не входящие в зону своей компетенции. Подобное явление не считается чем-то особенным, все происходит по классическому принципу — сказано – сделано.
«Если летом я, грубо говоря, слесарь на очистных за 400 рублей, то зимой становлюсь кочегаром практически за те же деньги.
Совмещать это, конечно, не сложно, дело добровольное и меня устраивает. Хотя добровольно-принудительно часто приходится быть и дворником, красить бордюры, даже в колхозы ездить в качестве дополнительной рабочей силы. В теории можно “упереться” и отказаться, но потом просто не продлят контракт».
Жизненную ситуацию мужчины скрашивает наличие в деревне частного дома с участком, доставшегося от родителей. Ежегодно он с женой и братом засаживают огород овощами, но в основном картофелем. Таким образом ему удается запасаться продуктами питания и экономить часть семейного бюджета.
«Раньше хотел завести пару свиней на лето, но от идеи жена отговорила, сильно затратно выходит. Поэтому каждое лето мы посвящаем огороду, благодаря ему еще окончательно на диету не сели».
Алексей из той категории людей, которые предпочитают стабильность и не кичатся выполнять сложную работу. Хотя он так же, как и многие, если не все, искренне желает иметь достойную заработную плату, а соответственно, лучший уровень жизни для себя и своей семьи.
Реалии таковы, что на периферии действительно мало доступных вакансий, которые могут предложить выше половины официальной средней зарплаты. Поэтому людям иногда приходится мириться с определенными лишениями в виде невысокой оплаты труда и работы не по назначению.
Проработав на одном месте продолжительный промежуток времени, бывает сложно отказаться от стабильности и рискнуть найти что-то новое, особенно если выбор объективно невелик.
Руслан Будник
Фото: из открытых источников