Для многих родителей этот учебный год пройдет довольно напряженно: вроде бы только вчера их дети с букетами в руках шли в первый класс, как уже совсем скоро они же пересекут финишную прямую под названием «Взрослая жизнь».
И если подготовку к выпускному можно отложить в дальний ящик, то поступить так же с экзаменами и ЦТ — значит совершить серьезную ошибку.
Но не всегда систематические занятия с репетиторами приносят пользу: порой и без того загруженный школьными уроками ученик не может правильно распорядиться своим временем и просто не в состоянии сконцентрироваться на поставленной цели.
В такой период родители обязаны всячески поддерживать свое чадо и ни в коем случае не запугивать, мол: «Не поступишь — станешь дворником».
Дарья на протяжении нескольких лет занимается подготовкой школьников к централизованному тестированию. Девушка не понаслышке знает, как правильно преподнести материал, а также как замотивировать ребенка к его изучению.
Почему важно систематически изучать материал?
— Чаще всего ученики уходят от выполнения домашних работ и от стабильных занятий по причинам «Я устал» или «В школе был сложный день. Много задали».
Что же даст системное изучение предмета?
—Первое, ученик приучает себя работать, а в будущем это качество очень пригодится.
Второе, если вы работаете системно, неважно с учителем или репетитором, вы уже учите информацию маленькими порциями.
Именно этот момент, на мой взгляд, обеспечивает лучшее запоминание материала, ко всему, развивается уверенность не только в себе, но и своих знаниях.
Системная работа создает для учащегося комфортную обстановку и уменьшает количество стрессовых ситуаций.
Традиционно энное количество абитуриентов готовятся к вступительной кампании в лучшем случае за месяц, если не за неделю. Некоторые даже рассказывают, что за пару дней перечитали весь курс, скажем, истории и сдали тестирование на те же 70 баллов. Верить в это или нет — не понятно, но и проверять данные методы на себе не советуем.
Из своего опыта могу сказать — это невозможно. Или возможно, но баллы в таком случае будут не самые высокие. Почему? Первое, с чем я сталкивалась, истерика из-за огромного объема информации, который нужно выучить.
Следующим этапом этой же истерики становится написание первого репетиционного тестирования: человек видит свой результат и понимает, что все плохо. И на минуточку, уже проходит месяц-два от начала учебного года.
По итогу, ребенок, который провел весь год в зубрежке, попадает в аудиторию для сдачи ЦТ и ничего не может сделать, потому что не до конца уверен в своих знаниях.
Так можно ли за короткий промежуток подготовиться к экзаменам на «отлично»?
— Нет. Не поможет даже репетитор, потому что его основная задача — обобщить ранее полученные знания, а не переучивать вместе с учеником все заново.
Прейскурант столичного репетитора совсем не бюджетный — стоимость одного академического часа варьируется в районе 20 долларов. В регионах Беларуси дела обстоят получше — занятие может обойтись в 10-15 рублей.
Предположим, финансы ну никак не позволяют нанять ребенку опытного педагога — все-таки впереди еще нужно оплатить выпускной, банкетную часть, наряд, в конце концов.
Можно ли самостоятельно подготовиться к вступительной кампании, не прибегая к услугам преподавателя?
— Все зависит от самого ребенка — усидчивый он или нет, мотивирован ли на достижение цели, умеет ли дробить информацию на мелкие части. Про важность систематичных занятий мы уже говорили. Если у ребенка с этими критериями все в порядке — проблем со сдачей быть не должно.
В чем же плюс работы с репетитором? Самое основное, что делает репетитор, — упрощает работу ученику. Индивидуально составленная программа позволяет намного быстрее обнаружить проблемы учащегося и по возможности устранить их.
От репетитора зависит 20-30 %, все остальное — усердная работа ученика.
Случается, что ребенок ни в какую не хочет готовиться к занятиям. Вроде бы, и родителей жалко — все-таки платят немалые деньги, а с другой стороны, где-то винишь и себя — может, не так информацию преподносишь?
— К родителям редко обращаюсь, только в крайних случаях. Считаю, что абитуриенты, которые ко мне приходят, — взрослые люди и уже сами в состоянии отвечать за свои действия.
Был у меня такой ученик — приходит на занятие, ты ему слово, а он тебе десять в ответ.
Изначально это очень злило, я хотела отказаться, но мама очень упрашивала с ним заниматься, потому что другие педагоги отказывались — не удивляюсь, ведь это очень сложно.
Примерно через месяц до меня дошло, что он просто хотел выговориться, и я начала понемногу этим пользоваться. Он что-то говорит, а я прошу выдать тоже самое, но уже на английском. Естественно, просила переводить только то, что относилось к теме занятия, заодно исправляла ошибки и давала правила.
Думаю, что к любому ученику можно найти подход, просто нужно разное количество времени и не всегда люди им располагают, но при этом хотят результат.
Сколько понадобится занятий и можно ли взрослому человеку подготовиться к поступлению в вуз?
— В зависимости от уровня владения языком и от того, какой результат ученик хочет получить в итоге, потребуется от 1 до 3 занятий в неделю.
Все зависит от человека — никогда не перестану это повторять. Проблема в том, что с годами у человека на слова «учить» и «учкба» появляется аллергия, особенно она обостряется после вуза, когда тебя годами заставляли учить, по большей части, то, что тебе и не нужно.
Многое будет зависеть от желания и от личной цели — шикарно, если она все-таки есть, иначе взрослый человек забросит все недели через две, если не раньше.
Взрослым учить язык не тяжелее, сложнее найти мотивацию. Сейчас работаю в онлайн-школе, через нее познакомилась с женщиной, которой уже 63 года. Представляете, 63 года человеку, и она начала учить язык, чтобы переехать к своему сыну в Канаду. Так что, как говорится: «Было бы желание, будет и результат».
Виктория Черевако
Фото: © Белновости