В наше время существует такое огромное количество самых различных хобби, что любой человек легко может найти себе занятие по душе. Правда, некоторые из них могут оказаться достаточно экстремальными.
Как, например, паркур, о котором сегодня и пойдет речь. Рассказать о своем необычном увлечении согласился Калиновский Евгений.
«Мне 21 год, и 7 лет своей жизни я уже потратит на паркур, — вспоминает молодой человек. — Возможно, это не самая лучшая трата времени, но это весело, если честно».
По словам Евгения, заняться именно паркуром его подтолкнули юношеский максимализм и желание доказать, что ты круче остальных.
«У меня тогда был приятель, старше меня на пару лет. Он в это время уехал учиться, а через полгода вернулся в деревню и заявил, что умеет паркурить. Я ему не поверил, и тогда он на моих глазах взял и сделал сальто. И это на меня, 13-летнего пацана, произвело огромное впечатление. А потом он мне говорит: "Видишь забор? Залазь на него, крути сальто".
Я залез на этот забор, смотрю вниз — высота небольшая, где-то полметра. Но так как я был юн и неподготовлен, у меня аж коленки тряслись. Друг говорит: "Ты прыгай, я подстрахую". И после этого я пару раз прыгал ему спиной в руки, а он меня ловил. Потом он заявляет: "Если ты сейчас не сделаешь сальто, я тебя ловить не буду". Я пообещал, что сделаю, но вместо этого снова прыгнул ему на руки.
Только вот он их не выставил, и я упал спиной на землю. На меня накатили слезы, спина болела дико, а он стоял и смеялся. После этого я сказал себе, что научусь прыгать лучше, чем он. И в принципе этой цели я добился. Хотя позже, когда я более-менее созрел в паркуре, об этом уже и не думал. Я понял, что из паркура можно получить куда больше, чем просто что-то кому-то доказать».
Как рассказал молодой человек, особенного страха он не испытывал даже поначалу:
«А со временем страх уходит полностью. Ты нарабатываешь опыт, все это накапливается. Ты прокачиваешься, как персонаж в какой-то игре.
В паркуре нужен здравый подход, здравая голова. И все, этого достаточно. А остальное придет со временем. Главное — начинать от простого и постепенно переходить к более сложному. Тогда все обойдется без травм, без серьезных падений и прочего.
Лично у меня ничего серьезнее ушибов, растяжений в основном не было. Но случались, конечно, и курьезы. Я как-то и голову об турник разбил — зашили, как-то в Питере прыгал с ребятами — колено порвал, его тоже зашили. Ну и все. Относительно других мне еще повезло, потому что у меня многие знакомые умудрялись ломать и руки, и ноги. Некоторые умудрялись откровенно разбиваться. А все потому, что подходили не с самым здравым рассудком, слишком в себя верили. А это к хорошему не приводит».
Евгений отметил, что семья с опасным увлечением уже смирилась:
«Мама поначалу волновалась, переживала, наверное, как и любой другой родитель. Говорила: "Голову себе скрутишь, ноги выломаешь". Ну а потом она стала замечать, что у меня что-то на этой волне выходит. Теперь просто советует быть аккуратнее. Но таких откровенных переживаний больше нет, она понимает, что я уже не совсем глупый».
Как признался молодой человек, четкого графика тренировок он не имеет:
«Как таковой официальной тренировки по графику нет. Просто хочешь тренироваться — идешь тренируешься. Когда хочется выйти попрыгать — я иду прыгаю. Не сидится на месте — крутанул сальтуху. Я могу один день постоянно тренироваться, а на следующий буду валяться дома и ничего не делать. Потом пойду на кухню и сделаю сальто, пока буду заваривать чай. Отличие паркура от других видов спорта в том, что ты можешь тренироваться где угодно. Все зависит от того, насколько у тебя развита фантазия».
Также Евгений сравнил развитие данного вида спорта в нашей стране и в ряде зарубежных:
«В Европе и Америке паркур уже давно официально признан видом спорта. Там открывается очень много тренировочных секций и залов, в это вкладываются деньги, достойные паркур-атлеты могут хорошо на этом заработать. Относительно этих стран в Беларуси паркур не развит совсем. У нас нет ничего, кроме голой идеи и энтузиазма ребят, на которых вся эта тема держится. В России, Украине и в принципе в СНГ все примерно так же.
Отличие паркура в Европе от паркура в СНГ — здесь он менее коммерциализирован. Это сугубо свой андеграунд, своя движуха, своя культура. И на самом деле это круто. Когда все держится на голой идее, когда ребята тренируются и получают от этого удовольствие, мало кто стремится кому-то что-то доказать. Все просто тренируются, прыгают и кайфуют».
Как оказалось, по данному виду спорта даже проводятся соревнования:
«Они проводятся даже в Беларуси. Правда, здесь это сложно назвать соревнованиями, это что-то типа стрелки район на район. Выяснение, кто самый авторитетный во дворе. А так в мире проходят крупные паркур-соревнования с крупными призовыми, туда не так просто попасть. Но я могу сказать, что в Беларуси есть ребята, которые достойны соревноваться с лучшими из лучших по всему миру.
В России это чуть более развито, там уже продвигаются соревнования по паркуру. На мой взгляд, это достаточно весело. Это подогревает желание показать, что ты можешь. Это круто, когда вы сидите в компании и кто-то подкидывает одну идею, кто-то вторую, кто-то третью. Несмотря на то что с одной стороны это глупое подростковое соревновальничество, с другой — это двигатель прогресса. Очень двоякое и странное ощущение».
Евгений отметил, что в подобных мероприятиях он не раз принимал участие и даже занимал призовые места:
«Был в Гомеле на соревнованиях по спидрану. Это кто быстрее пробежит трассу из препятствий. Занял в Кобрине третье место. Еще занял третье место на Minsk Street GameZ — это крупнейшее соревнование в Беларуси по паркуру.
В планах вообще попробовать поехать на соревнования в Россию, показать себя. Может быть, когда-нибудь я выйду на европейский уровень. Если прыгать нормально научусь».
По словам молодого человека, поддержание неплохой физической формы, развитие выносливости и умение делать крутые трюки — не единственные плюсы паркура:
«То упорство, которое ты потратил на паркур, — оно переносится и на повседневную жизнь. Когда-то давно, когда этот спорт только формировался, дядюшка Белль (основатель и лидер мирового паркур-движения) сказал такую мудрую вещь: "Нет границ — есть лишь препятствия". А непреодолимых препятствий нет. Паркур базировался именно на этом.
Паркур дисциплинирует, он помогает добиваться разных целей. Я замечал за собой, что, когда ты только начинаешь учиться делать какой-то новый элемент, поначалу он кажется тебе чем-то недостижимым и непонятным. А потом, благодаря упорным тренировкам, ты достигаешь цели.
И понимаешь, что то, что вначале казалось чем-то сверхтяжелым, стало очень простым. И все это переносится на повседневную жизнь. Ты смотришь на бытовую проблему, а потом до тебя доходит мысль, что нет ничего недостижимого. Главное — не сдаваться.
Лично для меня паркур — это способ весело провести время, получить удовольствие. Некий свой гедонизм. Я просто занимаюсь тем, что я люблю. Я не ищу здесь каких-то особых философских материй».
Оксана Ровба
Фото: из личного архива героя