Как не сесть за откровенную коррупцию и финансовые махинации?
Правильно! Стать главой государства, которому подчиняются все правоохранительные и судебные структуры или перевести все в политическую плоскость.
Именно по такому пути и пытаются идти самые изощренные и наглые преступники. Например, тот же Хашим Тачи – президент непризнанного цивилизованными странами Косово.
Согласно данным федеральной разведывательной службы Германии BND, Тачи был лидером косовской оргпреступности конца 1990-х, занимался контрабандой героина и кокаина в Европу, а также был причастен к незаконной торговле человеческими органами (преимущественно изъятыми у косовских сербов).
По этому образцу можно привести еще немало примеров из той же Латинской Америки, Африки или Средней Азии. Там к власти также рвались откровенные бандиты, убийцы, взяточники и различного калибра мошенники.
К сожалению, не обошла подобная участь и Беларусь. В преддверии президентских выборов неожиданно засияла политическая «звезда» малоизвестного широкой публике банкира Виктора Бабарико. Да еще как «засияла»!
Здесь стоит сделать отступление и пояснить, кто же такой Виктор Бабарико. До начала президентской кампании он был председателем правления белорусско-российского ОАО «Белгазпромбанк» и одновременно председателем комитета по управлению активами и пассивами этого банка и практически ничем в политической и общественной жизни страны не отмечался.
Был с виду законопослушным и добропорядочным гражданином. Однако с началом президентской кампании стали всплывать весьма неприглядные факты его биографии. Но обо всем по порядку.
Так, уже на ранних этапах все обратили внимание, что до того никому не известный банкир неожиданно собрал весьма внушительную инициативную группу, по численности в разы превосходящую подобные структуры популярных оппозиционных политических и общественных деятелей и обзавелся каким-то невероятным количеством подписавшихся.
Тогда же обозначились и первые скандалы. Так, при проверке представленных в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) данных оказалось, что банкир и его инициативная группа для агитационной работы и сбора подписей использовали ресурсы самого банка, что категорически запрещено действующим Национальным избирательным кодексом.
Также было выявлено большое количество недостоверных подписей. Причем значительная часть из них являлись не просто неправильно оформленными в подписных листах, а были откровенно фальшивыми.
Помимо того, выяснилось, что в представленной в ЦИК декларации Виктор Бабарико "утаил" часть принадлежавших ему материальных средств и недвижимого имущества. А это ни много ни мало почти 450(!) тысяч долларов.
Впрочем, для банкира эти скандалы стали своеобразным черным пиаром, чем он, конечно, и поспешил воспользоваться. Так появилось заявление, что государство просто «своровало» у него подписи, потому что «слабо» и опасается его как серьезного конкурента. Этот сугубо политический демарш «будущего кандидата в президенты» с радостью воспринял целый ряд финансируемых из-за рубежа белорусских и российских оппозиционных СМИ (в том числе и экстремистского характера).
Интервью с «борцом с рЭжимом» стали тиражироваться и эмоционально подогревать протестную обстановку. Кстати, свою роль здесь сыграл тот факт, что первоначально Виктора Бабарико восприняли как «новое лицо в политике, не дискредитировавшее себя прямыми связями со старой оппозицией».
То есть для части населения он был независимым кандидатом, который как руководитель достаточно известного в Беларуси банка неплохо разбирался в финансовой составляющей экономики, с виду был открытым и благонадежным. А некоторые «неточности» с избирательными документами, так с кем такого не бывает. Но… тут как гром среди ясного неба вокруг банкира разразился коррупционный скандал.
Безусловно, Виктор Бабарико отлично понимал, что следователи рано или поздно выйдут на след его финансовых махинаций. Поэтому старался не только тщательно заметать следы, но и продумывал, как перевести все это в политическую плоскость. И как только на горизонте обозначилась проверка Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля, так сразу же на официальном телеграм-канале Бабарико появился призыв к забастовкам на предприятиях, остановке производств и т. д.
Бабарико даже обещал каждому уволенному за забастовки рабочему выплату в размере 1500 (!) евро. Несмотря на такие громкие политические заявления «будущего кандидата в президенты», основным лейтмотивом обращения стала организация в Беларуси экономического хаоса.
Это было необходимо сделать, во-первых, чтобы затруднить работу правоохранительных органов, а во-вторых, всем известно, что в экономическом хаосе легче заметать следы финансовых преступлений. Даже к своему возможному аресту банкир подготовил специальное видеообращение (предложил провести общереспубликанский референдум, чтобы изменить Конституцию Беларуси, взяв за образец документ 1994 года. – Авт.), призванное не только эмоционально «подогреть» собственный электорат, но и заполучить выборщиков других оппозиционных политиков. Со стороны казалось, еще немного и победа банкира над дотошным «рЭжимом» гарантирована. Но, как говорится, что-то пошло не так…
19.06.2020 Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело по ч. 2 и ч. 3 ст. 285 УК Республики Беларусь. Дело поручено вести КГБ Беларуси при оперативной поддержке ДФР КГК. Как итог, вместе с Виктором Бабарико на скамье подсудимых оказалось еще 7 человек – все топ-менеджеры банка.
Как утверждает следствие, будучи председателем правления «Белгазпромбанка», Виктор Бабарико создал организованную преступную группу (ОПГ) из числа ведущих топ-менеджеров с целью длительного совершения финансовых махинаций.
При этом Бабарико, как и другие участники ОПГ, систематически брал для себя и своих близких взятки в особо крупном размере за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию. Общая сумма средств составила 30,5 млн белорусских рублей, или почти 12 млн долларов.
По разработанной схеме для вывода средств в Эстонии и Латвии создавались и регистрировались фирмы (CompartnersOU, SIA Baltijas Investiciju Grupa), на счета которых перечислялись деньги от белорусских субъектов хозяйствования. В дальнейшем эти средства уходили на Business Renovation Investment и в офшоры. Непосредственно в Беларуси в финансовых махинациях ОПГ Виктора Бабарико участвовали компании ООО «ПриватЛизинг», ООО «Правовой диалог», ООО «Системы обработки информации» и ООО «Активлизинг».
При этом «будущий кандидат в президенты» лично координировал деятельность всей ОПГ и занимался поиском белорусских субъектов хозяйствования, готовых участвовать в незаконных финансовых махинациях.
Примечательно, что в ходе суда шесть из семи арестованных топ-менеджеров «Белгазпромбанка» дали показания в отношении Виктора Бабарико и полностью раскрыли механизм совершения им противозаконных финансовых действий.
Однако сам «будущий кандидат в президенты» после этого не только отказался давать показания, но и снова попытался все перевести в политическую плоскость, заявив: «Что касается сути предъявленных обвинений и в целом по уголовному преследованию, я считаю, что в отношении меня, в отношении моего сына, в отношении моих друзей и близких мне людей, а также в отношении моих коллег и партнеров все эти уголовные преследования и обвинения... абсолютно необоснованные, категорически против них возражаю и считаю, что они политически мотивированы… Они преследуют только одну цель изначально: неучастие мое в политическом процессе, а именно – в выборах президента Республики Беларусь».
В общем, как говорил «великий комбинатор» из одного очень поучительного романа: «Какие деньги? Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги?».