Прошло два года с того момента, как в Беларуси снова заговорили о введении налога на богатство. Напомним, впервые у нас об этом задумались, когда в России хотели ввести налог на роскошь, в частности, его должны были платить владельцы недвижимости площадью от 1000 кв. метров и автомобилей мощностью 200—250 лошадиных сил. Тогда замминистра по налогам и сборам Александр Дорошенко заявил, что в Беларуси налоги на роскошь вводить не планируется.
— В Беларуси отдельного налога на богатство нет, но, по сути, можно сказать, что богатые люди платят больше, чем остальные. Мы считаем, что введение специального налога на богатство может привести к тому, что получатели больших доходов будут их «размывать», укрывать. Поэтому такой вопрос не рассматривается, — объяснил во время прямой линии в «Народной газете» Александр Дорошенко в 2012 году. — У налоговых органов есть возможность и без этого сопоставлять доходы и расходы граждан, при необходимости доначислять платежи по подоходному налогу. Только в минувшем году в результате таких мероприятий в бюджет дополнительно поступило около 4 миллиардов рублей.
Сегодня же декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев считает, что у нас назрела необходимость обсудить введение налога на богатство.
— Еще в 1995 году Александр Лукашенко объявил, что мы будем строить социально ориентированную рыночную экономику. Это означает, что неравенство между богатыми и бедными в Беларуси не столь значительно, как в отдельных странах мира. У нас почти нет людей, которые живут за чертой бедности (по критериям ООН это один-два доллара в день).
По коэффициенту Джини (количественный показатель, показывающий степень неравенства разных вариантов распределения доходов) Беларусь входит в первую десятку государств мира с наименьшим уровнем расслоения. Мы находимся после Дании, Швеции и Словении, но впереди Германии. Понятно, уровень жизни там выше, но показатель неравенства между богатыми и бедными у нас меньше. Например, разница между десятью процентами самых богатых и десятью процентами самых бедных в нашей стране составляет пять раз. В России, Китае, США эта цифра на уровне 12—15 раз.
Государство придерживается политики социальной справедливости, в том числе через доступное образование и здравоохранение, выплату адресной социальной помощи, систему дотаций важнейших социальных услуг. Конечно, богатые богатеют и у нас. Давайте не будем забывать, что в Беларуси сохраняется плоская шкала подоходного налога, а его размер — один из самых низких в мире. К тому же в отличие от наших соседей мы не производим отчисления на социальное страхование. За нас это делает работодатель. С учетом этого, наверное, назрела необходимость обсудить введение налога на богатство и у нас. И взимать его не тогда, когда человек получает деньги, а когда он их тратит.
Предположим, если кто-то строит за городом хоромы на 400 квадратных метров и плюс имеет квартиру в двести «квадратов», то на такую недвижимость, наверное, должен быть достаточно высокий налог. А эти деньги можно было бы направлять на поддержку незащищенных слоев населения, чтобы не дать расти коэффициенту неравенства.