Завершилось первое полугодие 2014 года и настало время подвести черту, взглянуть на рынок недвижимости Минска со стороны и оценить изменения, тенденции, итоги.
В частности, наиболее существенные изменения коснулись рынка новостроек. В начале текущего года группой компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА» совместно с ГУП «Национальное кадастровое агентство» была разработана классификация объектов первичного рынка жилой недвижимости, максимально отвечающая современным тенденциям и особенностям рынка, так как в основу классификации положен покупательский спрос. При подготовке новой классификации также использовался опыт соседних стран. Однако он не был скопирован полностью, а был адаптирован под запросы белорусского покупателя.
В марте классификация была представлена на суд общественности. Тогда она вызвала шквал вопросов и предложений по усовершенствованию. Споры не утихали в течение долгого времени, как в СМИ, так и в деловых кругах. Безусловно, принять новую разработку, даже максимально удобную и решающую многие накопившиеся проблемы, сложно не только тем, кто постоянно работает с недвижимостью, «варится» в этом котле, но и тем, кто впервые столкнулся с квартирным вопросом.
Что же изменилось за последние шесть месяцев? Как разработанная классификация повлияла на рынок и его участников? Используется ли совместный труд двух авторитетных участников рынка сейчас, так сказать «в полях»? Мы решили задать эти вопросы начальнику управления «ТВОЯ СТОЛИЦА ∙ НОВОСТРОЙЦЕНТР» Наталье Пичухе.
«При разработке новой классификации мы стремились максимально упростить диалог между потребителями рынка и застройщиками», - говорит Наталья. «Что касается последних, то им предложен более удобный и совершенный инструмент для работы – ориентир для определения достаточных и дополнительных характеристик, которые ожидают увидеть будущие потребители. Новая классификация может использоваться профессиональными игроками уже на этапе разработки концепции проекта. Прошло уже достаточно времени для того, чтобы застройщики и потребители могли привыкнуть к нововведению и начать использовать его в обиходе. Мы замечаем, что рынок все-таки принял классификацию, хотя и не все его участники. Первыми новинку «подхватили» именно застройщики. На популярных интернет-порталах и в печатных СМИ девелоперы, презентуя новые проекты, относят их к определенным классам, помогая им таким образом занять свою нишу и найти своего потребителя. Потребители, в свою очередь, уже знают, на какой набор характеристик они могут рассчитывать. Например, не так давно вышедший на рынок жилой комплекс «D3» в микрорайоне Лебяжий сразу был представлен со ссылкой на класс «престиж», так что потребители смогли без дополнительных поисков и просмотров оценить его характеристики.
Кроме того, существование единой классификации дает застройщику понимание, какие улучшения проекта будут востребованы – а точнее, за какие из них будет платить потребитель. Мы исходили из того, что главная задача любого коммерческого проекта – его финансовая эффективность. Даже не столь важно, к какому классу относится объект – важно, чтобы он был востребован вашими целевыми потребителями. Это скажется и на цене, и на темпах поглощения».
А почему классификация до сих пор не утверждена никакими правительственными органами, ведь так было бы легче ее внедрить в сознание участников рынка?
«Изначально мы и не планировали сразу закреплять ее законодательно, ставить рынок в какие-то рамки. Классификация создавалась с целью упростить коммуникации между участниками рынка. Кроме того, нашей задачей не является навязать рынку обязательную классификацию. Мы предлагаем инструмент, с помощью которого застройщик сможет сделать свой проект наиболее эффективным. Именно поэтому при разработке мы, во-первых, руководствовались актуальным предъявленным спросом, во-вторых, учитывали белорусскую ментальность – пожелания именно наших клиентов. Мы упростили этот инструмент. Фактически, имея таблицу критериев, любой потребитель или девелопер сможет легко определить класс, а значит, и ценовой уровень объекта», – отмечает Наталья.
«Если уж говорить о закреплении данной классификации на законодательном уровне, то для начала надо понаблюдать за рынком, посмотреть, как новая классификация будет работать на практике. Утвердить ее в Госстандарте не так сложно, но после этого будет гораздо сложнее вносить в нее изменения. Рынок ведь не стоит на месте: с одной стороны, покупатели предъявляют новые требования к объектам, с другой - совершенствуются технологии строительства и качество предложения».
Вы упоминали, что классификация разрабатывалась с применением зарубежного опыта. А как за рубежом проходит адаптация подобных нововведений?
«Два года назад российский рынок новостроек принял новую классификацию первичного жилья. По правде сказать, новшеств там не было, объекты делились на классы «эконом», «комфорт», «бизнес» и «элит» в течение последней пятилетки до ее выхода «в свет». Отличие новой редакции от прежней лишь в том, что с момента ввода классификации застройщик в выборе класса новостройки уже ориентировался не на собственные желания и соображения, а на конкретные характеристики объекта. Опыт показал, что выгода классификации все-таки была оценена застройщиками, и они стали привыкать к новым правилам.
Украина также планирует пересмотреть существующую классификацию и упростить ее до двух больших групп – бюджетное и престижное жилье, в рамках которых также будет 5 классов. Как будут приняты эти новшества, мы сможем судить лишь в конце текущего года».
В общем и целом, начало успешного укоренения классификации новостроек в сознании участников рынка положено. В дальнейшем активное участие всех заинтересованных лиц позволит «отшлифовать неровности», что облегчит понимание между всеми участниками рынка.