Страны G7 приняли решение о снижении зависимости Европы от российских энергоносителей.
Об этом говорится в так называемой Гаагской декларации, принятой по итогам встречи лидеров «большой семерки».
Взаимоотношения с Россией в сфере энергетики являются для Запада одной из главных преград на пути к более решительным мерам в отношении Москвы. В то время как Канада, США и Япония не боятся нефтегазового «возмездия» Кремля, европейские участники G7 вынуждены в разной степени проявлять осторожность в этом вопросе.
Обеспеченность стран ЕС природным газом на 70-100% зависит от поставок Газпрома. При неблагоприятном развитии ситуации вокруг Украины Газпромза неуплату долгов может перекрыть транзит газа через украинскую территорию, в результате чего Европа недополучит около 50% российского топлива. Если же дело дойдет до «экономической войны», Россия может полностью остановить экспорт газа, опасаются в европейских столицах.
Энергетическая безопасность была одной из ключевых тем обсуждения на саммите ЕС в Брюсселе 20-21 марта. По итогам встречи лидеры ЕС поручили Еврокомиссии в течение нескольких месяцев разработать план конкретных мер по диверсификации внешних источников поставки энергоносителей на европейский рынок к 2030 году. Президент ЕС Херман ван Ромпей заявил по итогам саммита, что нынешний кризис взаимоотношений с Россией требует от Европы оперативных мер по снижению зависимости от российских энергоресурсов. Если ничего не предпринимать, то к 2035 году Европа более чем на 80% будет зависеть от зарубежных поставок нефти и газа (сейчас - 60%), предупреждают в Международном энергетическом агентстве.
Перспективы снижения зависимости от российского газа более чем реальны, выяснила брюссельская исследовательская организация Bruegel. Ее эксперты утверждают, что в теории Евросоюз мог бы полностью заместить импорт газа из России доступными альтернативными источниками в перспективе одного года.
В 2013 году Газпром экспортировал в Европу 138 млрд куб. м (27% потребностей). Еще 23% газа Евросоюз получил из Норвегии, 8% - из Северной Африки, 9% - в виде СПГ (преимущественно из Азии). Оставшиеся 33% газовых нужд покрываются собственной добычей.
По оценкам Bruegel, существующая инфраструктура позволяет увеличить поставки из Норвегии на 20 млрд куб. м газа в год. До 60 млрд «кубов» российского газа можно заместить дополнительным импортом СПГ. Кроме того, добыча на крупнейшем в Европе Гронингенском газовом месторождении в Нидерландах может быть увеличена до 60 млрд куб. м, тогда как сейчас предельная добыча составляет 43 млрд куб. м в год. Наконец, у Европы есть возможности по экономии газа и сокращению газовых нужд (например, за счет использования нефтепродуктов вместо газа для отопления). Применение всех этих мер и альтернативных источников позволит Европе с лихвой заместить импорт российского газа, заключают эксперты Bruegel.
Оптимальная комбинация этих мер позволит Европе обрести независимость от российского газа всего за 3,9 млрд долл., что составляет лишь 0,02% от европейского ВВП, - такова суммарная стоимость замещения российского газа. А вот упущенная выручка России достигнет в таком случае более 48 млрд долл. (2,2% от ВВП страны).