В связи с подорожанием топлива все больше автовладельцев задумываются об установке на свои автотранспортные средства газобаллонного оборудования (далее ГБО).
До принятия решения каждый автолюбитель пытается получить ответы на ряд вопросов:
Для получения ответов на эти вопросы автовладельцы общаются с людьми, которые уже используют ГБО, задают вопросы специалистам различных СТО и читают множественные форумы, посвященные этой тематике. Я тоже попытался изучить эту проблему.
Традиционно в этом вопросе все любители и профессионалы разбились на два лагеря: на тех, кто не представляет свою жизнь без ГБО и на тех, кто относится к этой теме довольно скептически.
Из истории
Как поясняют многочисленные источники в интернете, в нашей стране массовый перевод автотранспорта на газ был начат в 80-е годы прошлого века. Тогда СССР принял программу по энергосбережению. Везде началось массовое строительство соответствующих заправок.
Принудительно переводились на газ автобусные парки, различные автобазы и таксопарки. Вот тогда и появились первые мнения, что газ портит двигатель, которые долетают и до нашего времени.
Водители отказывались ездить на машинах с ГБО. Но если разобраться более подробно, то становится понятно, что основные претензии у водителей были не к качеству данного вида топлива и не к безопасности, а к невозможности слить газ. Ведь не секрет, что зарплата у водителей на то время была небольшая, а существенным источником дополнительного дохода была реализация казенного топлива.
Какие виды ГБО бывают?
Для простого обывателя достаточно понимать, что газ, применяемый в нашей стране для заправки автотранспорта делится на два вида – пропан и бутан.
Для использования бутана применяется более дорогостоящее оборудование, требующее более тщательного ухода, поэтому в подавляющем большинстве автолюбители ставят на свои машины оборудование для пропана. Оно, в свою очередь, делится на поколения. Причем это деление общепринятое в нашей стране, но не официальное, поэтому среди сервисов есть некое расхождение.
Про первые три рассказывать смысла нет, так как они себя уже изжили. Самое ходовое – четвертое поколение ГБО, которое, по сути, представляет собой газовый инжектор, т. е. является системой с распределенным синхронизированным впрыском газа и имеет ряд преимуществ.
Оно самое экономичное, потеря мощности двигателя с применением ГБО четвертого поколения составляет не более 2-3 %. По нормам токсичности соответствует стандарту ЕВРО-5. Так как подача топлива осуществляется непосредственно к цилиндру двигателя и в малых дозах, то обратные хлопки отсутствуют даже при неправильно настроенном оборудовании.
Существует еще пятое поколение, но оно достаточно дорогое и применяется на специализированных двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС).
Вредно ли ГБО для двигателя автомобиля?
По этому поводу у специалистов и пользователей тоже нет единого мнения. Одни утверждают, что это медленно, но уверенно приводит к повышенному износу деталей двигателя и в результате – его гибели. Другие утверждают, что езда на газу для ДВС более безопасна и полезна, что она продлевает ресурс двигателя. Я решил основываться на фактах.
Учитывая, что свой автомобиль я приобрел новым около 6 месяцев назад и он на гарантии, я позвонил в сервисный центр и спросил, как установка ГБО повлияет на гарантийные условия. На что, к моему большому удивлению, менеджер ответил, что при установке ГБО на стороннем сервисе, и при наличии всех соответствующих документов, автомобиль гарантии не лишается.
В случае поломки в результате непрофессионального монтажа ГБО, официальный дилер даст письменное соответствующее заключение, с которым впоследствии можно будет предъявлять претензии той организации, которая осуществляла монтаж.
Мне кажется, что этого факта вполне достаточно, чтобы убедиться в отсутствии вреда ГБО для автомобиля, так как это признают даже официально. Понятно, что сейчас в мой адрес полетит множество комментариев о непрофессиональном подходе к вопросу, отсутствии опыта и т. д.
Но все остальное – это домыслы, которые скорее всего появились в результате неправильной настройки системы, нарушений правил эксплуатации и т. д. Также при обзвоне предприятий, занимающихся установкой ГБО, оказалось, что в настоящее время записаться можно на дату не ранее чем за две недели вперед.
Что с экономией?
Для того, чтобы просчитать реальную экономию, необходима простая математика. За основу предлагаю взять стоимость топлива по состоянию на дату написания статьи – 13.04.2019 года. Стоимость используемого мной 95-го бензина – 1,61 рубля. Стоимость газа – 0,81.
При использовании бензина средний расход топлива в моем автомобиле составляет 7,5 литров на 100 км. Т. е. на бензин я трачу 12,08 рубля. При переходе на газ расход должен увеличиться на 10 %, значит он составит 8,25 литра, т. е. на 100 км на газ я потрачу 6,68 рубля. Экономия на 100 км составляет 5,4 рубля. В месяц я проезжаю в среднем 2 000 км, т. е. смогу экономить 108 рублей, в год, соответственно – 1 296 рублей. Но это чистыми.
Стоимость установки ГБО четвертого поколения я изучал в пределах города Минска – она составляет от 350 до 800 долларов США. Я принял решение установки польского оборудования и нашел его с работой и всеми необходимыми документами за 907,3 белорусских рубля. Т. е. стоимость приобретения и установки ГБО окупится полностью спустя 9 месяцев.
Но впереди дачный сезон, что в моем случае ускорит стоимость окупаемости в разы. Также справедливо учитывать в расходах стоимость технического обслуживания ГБО. По информации в открытых источниках – около 100 рублей. Первое платное ТО – через 2 года эксплуатации.
Также будут самые минимальные траты на бензин, т. к. прогревать машину до 40 градусов необходимо на нем. Выгода очевидна!
Изучив достаточно много мнений и информации, я увидел положительные и отрицательные стороны обсуждаемого здесь вопроса:
В итоге, как видно выше, есть много плюсов и минусов. Поэтому каждый сам для себя должен выбрать – какие из факторов более важны для него.
Перепечатка данного материала запрещена.
Автор: Валерий Вижукайло
Фото: © Белновости