Производство в Беларуси иранских «Самандов» и китайских Geely было изначально обречено на провал.
Такое мнение высказал доктор экономических наук, профессор Борис Желиба, комментируя недавнее заявление Лукашенко об успехе белорусско-китайского проекта по выпуску легковых автомобилей.
«Немцы хотели сделать народным автомобилем Volkswagen и сделали это. Но что касается Беларуси, то существуют подсчеты специалистов автопрома. И все белорусские проекты с компанией Ford, с иранским «Самандом» - все они не удались. Ведь есть мировые нормы и показатели, что если ты хочешь выглядеть игроком на мировом рынке, то нужно обеспечить минимум выпуска этих автомобилей. И это минимум очень высокий – не меньше миллиона автомобилей в год. И если и увеличивать выпуск, то расчет нужно делать только на российский рынок, потому что там их теоретически могут купить. Белорусский рынок столько не поглотит, а только сотни автомобилей», - отметил специалист.
Экономист также добавил, что именно поэтому не видит перспектив для этого проекта.
«Россияне собирают иномарки известных мировых брендов, и у них задача - продавать и экспортировать свои иномарки. И РФ всегда косо смотрит на наши попытки с любыми автомобилями, в том числе китайскими. Она сделает все возможное, чтобы не пустить их на свой рынок. А на другие рынки они вряд ли пойдут», - считает Б. Желиба.
Вместе с тем, эксперт полагает, что в этом деле нашей стране нужно делать так, как Россия.
«Она берет известные мировые бренды, собирает сегодня BMW и «японцев» и потом постепенно поднимает уровень локализации, то есть все большое количество деталей и комплектующих начинает производить сама. Это единственный нормальный путь. И белорусам по автомобилям нужно кооперироваться не с китайцами, а с немецкими, японскими и другими известными брендами. А все эти китайские и иранские – глупость и гиблое дело», - уверен Борис Желиба.
Напомним, что на рабочей встрече Александра Лукашенко с премьер-министром Михаилом Мясниковичем и председателем Миноблисполкома Семеном Шапиро обсуждалась реализация инвестпроекта по производству в Борисовском районе легковых автомобилей.
«Предваряя наш разговор, можно сказать: то, о чем мечтали многие белорусы и, прежде всего, я, свершилось, - заявил белорусский диктатор. - Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тыс. продали в прошлом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Беларуси, но и за пределами нашей страны».