Официальный брачный возраст в России – 18 лет. Все чаще сочетаться узами Гименея решают люди и более зрелого возраста.
Психолог Ася Суворова рассказала, какие детские травмы мешают в супружеских отношениях.
Но, как показали исследования психологов, очень часто у одного или обоих супругов при вступлении в брак проявляются детские травмы.
Это те болезненные события и переживания, которые «записаны» в подсознании. Зачастую к ним нет доступа без помощи специалиста. Травмы оказывают серьезное влияние на состояние брака и жизнь супругов.
Это, пожалуй, самое тяжелое наследие детских лет, самое травмирующее.
Есть неутешительная статистика: ребенок из семьи, где его подвергали физическому и психологическому насилию, вырастая, часто вступает в отношения, где партнер также склонен к насилию.
И нередко проявляет его. Это могут быть побои, унижения, сексуальное насилие. Или психологическое давление, воздействие на самооценку супруга, на его проявления свободы воли. Жесткий, властный супруг может лишать жену не только денег, но и возможности самой их зарабатывать, он наказывает ее и их детей за «вину», которую она должна «осознать».
В процессе работы с психологом или психотерапевтом выясняется, что так же вел себя и отец женщины. А иногда – ее мать.
Впрочем, и с мужчинами такое случается. Женщина с замашками деспота способна постепенно взять под контроль все сферы жизни мужа, заставлять его поступать только так, как ей угодно, лишая воли и инициативы. Это тоже вид насилия.
Если в родительской семье кто-то из родителей или оба страдали от алкогольной или наркотической зависимости (сюда же относится игромания), во взрослом возрасте их сын или дочь очень часто выбирают себе партнера с теми же проблемами.
Иногда у женщины есть выбор: мужчина с хорошей работой, заботливый и серьезный или пьющий. Она выбирает второй вариант. Причем, довольно часто вредная привычка в браке усиливается. Ведь всегда есть причина, толкающая мужчину бросаться «в объятия Бахуса». Он словно оправдывает невысказанные ожидания супруги.
Мало того, супруги алкоголиков и наркоманов (и женщины, и мужчины) очень часто жалуются на свою тяжелую жизнь, обиды, безденежье, ссоры, но при этом не спешат решать свои проблемы. Их словно что-то удерживает. Они могут говорить: «Но у нас дети». Или: «Столько лет в браке, как же я останусь одна?» Но на самом деле их держит вместе созависимость. Другими словами, зависимость от чужой зависимости. Странно, но супруги таких людей находят для себя выгоду в том, чтобы оставаться в браке. Например, образ героя или героини, которые «всем пожертвовали ради семьи». Таких выгод может быть много.
Дети, которым родители не смогли уделить достаточно безусловного внимания (всего 15 минут в день полного и безоговорочного внимания к человеку), могут испытывать дефицит внимания.
И в отношениях, а затем и в браке такой человек страдает почти всегда. В начале отношений люди стремятся проводить вместе много времени. А потом включаются работа, быт, дети, общение за пределами семьи.
Носитель дефицита внимания постоянно обижен, когда выбирают провести время не с ним или не с ней. Он или она «ревнуют» даже к работе. Им нужны доказательства, что они нужны, важны и любимы.
А ведь родители таких людей просто не знали, как удовлетворить эту потребность у ребенка, разрываясь между воспитанием еще одного чада, необходимостью зарабатывать деньги и устройством быта.
Подобными травмами дело не ограничивается. Дети, пережившие травмирующий опыт и не проработавшие его тем или иным экологичным образом, став взрослыми, будто нарочно притягивают повторения этого опыта.
Даже жизнь в бедной семье, где постоянно переживали по поводу денег и отказывали ребенку во всех просьбах и желаниях, приводит к тому, что и в браке он или она могут быть обделены материальными благами. Предположим, муж не дарит подарков своей жене, хотя мог бы это делать.
Почему?
Причины также кроются в детстве. Сын дарил подарки маме, собирая деньги или делая что-то своими руками, а она посмеялась или отругала за зря потраченные средства или время. Обесценила подарок. Мужчина и далее подсознательно опасается дарить, дабы не быть осмеянным.
А женщина?
Если ей не доставалось подарков в детстве, у нее тоже формируется убеждение, что она «недостойна».
Это касается и распределения обязанностей в семье, где один берет на себя слишком много, а другой чаще отдыхает, ведь его не подключали к общим делам, даже иногда запрещали «путаться под ногами».
Здесь, несомненно, хотя бы на начальном этапе не обойтись без помощи специалиста. Прекрасно, если пара готова начать работу с психологом, но в этом случае лучше начать с индивидуальной терапии хотя бы в небольшом объеме. Найти свои «скелеты в шкафу», освободиться от них, сказать себе: «Я взрослый человек, у меня есть выбор!»
Это обязательно станет началом новой, счастливой жизни.