Как не потерять себя в общении с другими людьми: советы психолога

28.09.2020 12:18
Обновлено: 14.01.2023 21:03

Многие люди не просто чрезмерно общительны, но и по долгу службы вынуждены пропускать через себя ежедневно поток посетителей.

Как правило, они жалуются на психическое выгорание и даже физическое изнеможение, что приводит к раздражительности, недопустимой на рабочем месте.

Как справляться с ситуацией?

Об этом подробнее рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" философ и психолог Мария Николаева.

Прежде всего, здесь нужно выделить две большие категории взаимодействия:

Как не потерять себя в общении с другими людьми: советы психолога

1) вы работаете с клиентами индивидуально как минимум по часу (психологи, массажисты, косметологи, репетиторы и пр.);

2) вы постоянно переключаетесь между разными людьми в считаные минуты (продавцы, контролеры, кассиры, администраторы и пр.)

Если у вас есть четкий график с выделенным временем для каждого человека, то вы можете построить схему взаимодействия, при которой усталость в течение дня не будет накапливаться.

Для этого нужно использовать короткие промежутки между посетителями не впустую, болтая с напарницей или наскоро выпивая стакан чаю.

Вот примерная схема приема клиента, исключающая "увязание" в его проблемах:

1) настройка - смотрите по записи, кого вы ждете, и выбираете степень открытости, после чего делаете простые перестановки, которые сделают общение максимально комфортным: переставляете кресла ближе или дальше, меняете одежду, если можете, продумываете сценарий встречи. В целом, клиент не должен заставать вас врасплох;

2) психическая самозащита - эта стадия требуется, если вы заведомо предполагаете, что работа будет тяжелой в силу негативных состояний вашего клиента, которые вы можете волей-неволей перенять при контакте, поэтому выбираете оптимальную степень закрытости, а при владении психотехниками ставите "замки" и "печати";

3) полностью погружаетесь в процесс, не отвлекаясь на другие вопросы, чтобы не наслаивались впечатления от разных клиентов и вы делали то, что нужно;

4) рефлексия - после ухода клиента сначала уделяете насколько минут осмыслению, при необходимости записываете ключевые моменты для коррекции следующего сеанса, а если это был одноразовый визит, отслеживаете свое состояние как личный опыт, абстрагируя проблематику и свои решения для статистики по таким случаям;

5) очищение - обязательно снимаете все последствия воздействия клиента на вашу собственную психику, и если у вас остаются какие-то эмоции, проделайте простые действия, символически обновляющие ситуацию (поменять покрывала, проветрить комнату, принять душ и пр.), либо используйте прокачку энергоструктуры из йоги и др.

Данная схема повторяется при каждой следующей процедуре или консультации, где только формально пять стадий будут воспроизводиться, тогда как содержательное наполнение у них будет совершенно разным в зависимости от каждого человека.

На подготовку и завершение у вас должен уходить стандартный 15-минутный перерыв.

Если же клиенты меняются на большой скорости и вы вообще не знаете, что это за люди, не успеваете с ними даже познакомиться, то вышеприведенная схема будет относиться не к каждому человеку, а к рабочему дню или смене в целом.

Первый и второй пункты вы выполняете утром, а четвертый и пятый - вечером после работы.

Данная схема была отработана мною на специальных семинарах для психологов, которые жаловались на выгорание перед новогодними праздниками, а потом адаптирована для других профессий на авторских вебинарах.

Я сама пользуюсь ею при проведении консультаций и публичных выступлений, чтобы всегда быть в форме.

Главное - у вас не должны ни наслаиваться клиенты, ни накапливаться реакции. Если нагрузка начинает превышать возможность качественной обработки, берите отпуск.

Фото: Pixabay 
 

Автор: Марина Михалап Редактор интернет-ресурса