Конфликты: почему они возникают и как правильно их урегулировать

30.12.2022 16:37
Обновлено: 13.02.2024 18:33

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.

Валерий Гут, психолог, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта, эксперт по брендингу.

С этим сложно не согласиться. Но с возникновением общества и отношений между людьми появилось и понятие конфликта. Далеко не всегда появление конфликта означает обесценивание общения.

Иногда, напротив, это прямой путь к созданию качественно нового этапа жизни и переосмыслению прежнего отношения к себе и к людям. С помощью конфликтов мы решаем разные задачи.

Понимая свою индивидуальность, каждый человек стремится отстоять личные интересы или доказать близкую ему точку зрения. В такие моменты и возникает конфликт, что в переводе с латинского означает «столкновение». Известный аргентинский психотерапевт Букай Хорхе писал: «Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».

Особенность любого конфликта в его противоречивых функциях. С одной стороны, конфликты развивают отношения людей, разрешают противоречия и делают отношения более эффективными. Такие конфликты называют конструктивными — они поддерживают социальную активность людей.

С другой стороны, разногласия разрушают сложившуюся систему отношений и ведут к негативным последствиям. Это деструктивные конфликты — они не приводят ни к каким положительным результатам. При этом любой конфликт содержит в себе и тот и другой потенциал.

Причины конфликтов

  1. Отсутствие уважения

Деструктивный конфликт начинается тогда, когда ярко выражается неуважение к себе и к окружающим. Неуважение разрушает чувство собственной ценности и нарушает границы других людей.

девушка
Фото: Pixabay

Когда мы принимаем людей такими, какие они есть, но при этом не подстраиваемся, не меняем свою точку зрения, мы в состоянии не довести ситуацию до конфликта. Когда отстаиваем свои границы, но при этом позволяем другим людям проявлять себя, есть все шансы прийти к конструктивному решению.

  1. Неумение управлять эмоциями

Чаще всего начало разногласиям даёт всплеск отрицательных эмоций. В споре друг с другом люди кричат, припоминают старые обиды.

Да, мы не можем устранить все источники негатива, но можем изменить свою реакцию на него. От решения, которое мы принимаем в конфликтных ситуациях, зависит наше состояние, а также дальнейшие отношения с собеседником. Героиня культового сериала «Обмани меня» доктор Джиллиан Фостер даёт ценный совет: «Худшая ошибка — отвечать эмоциями на эмоции оппонента. Вместо этого — твёрдый, взвешенный ответ».

  1. Неуверенность в себе

Ещё одним толчком к конфликту может стать неуверенность в себе и недоверие к другим людям. Из-за этого мы не позволяем себе проявляться так, как нам бы хотелось на самом деле. Неуверенный в себе человек может вести себя довольно высокомерно для того, чтобы скрыть свою «слабость».

В результате возникает банальное недопонимание между людьми, которое перерастает в конфликт. Внимательность и дружелюбие всегда приходят на помощь в понимании мотивов действий другого человека.

Следует разобраться в причинах поступков, постараться помочь в решении проблем — эти действия избавят от необходимости вступать в жаркие споры.

Поведение в конфликтной ситуации

Исследователи конфликтов Р. Блейк и Дж. Моутон выделили несколько стратегий поведения человека: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Если к конфликту относиться как к задаче, то он решается всегда конструктивно, и обе стороны остаются в плюсе. Сотрудничая и находя компромисс, мы учимся взаимодействовать друг с другом.

А вот избегать или приспосабливаться — это значит не принимать себя и собственное мнение, не разрешать себе развиваться и расти, отрицать всё новое. Если полностью отказаться от своих ценностей и интересов ради общего блага, то в конце концов это лишь даст повод для нового конфликта.

Исследования американского психолога Кэррола Изарда подтверждают, что конфликтные ситуации позволяют «держать открытыми каналы коммуникации», люди сближаются или отдаляются в зависимости от схожести взглядов и способов разрешения спора. Как говорит Доктор Хаус из одноименного сериала: «Конфликт — залог творчества».

Прежде чем вступать в спор, спросите себя: «А чего я хочу на самом деле?» Ответ подскажет линию поведения и приведёт к верному разрешению ситуации. Не допускать частые конфликтные ситуации в своей повседневной жизни можно, для этого нужно развивать свой эмоциональный интеллект, учиться договариваться с как можно большим количеством людей, выводить свои коммуникативные навыки на новый уровень.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Причины конфликтов
  2. Поведение в конфликтной ситуации