В теплое время года многие белорусы в качестве средства передвижения предпочитают велосипед.
Велосипедный бум начинается с марта, когда уходит снег, и продолжается до начала осенних холодов. И, если 10-15 лет назад велосипед в Беларуси был популярен среди детей, подростков, а также жителей и временных обитателей загородных и дачных поселков и деревень, то сегодня многие белорусы регулярно перемещаются на велосипеде по городу.
Для школьников велосипед — не просто средство передвижения, но и развлечение на время каникул. Взрослые, в том числе молодежь, ездят на велосипеде на учебу/работу, в туры, на прогулки, старшее поколение — на приусадебные участки.
В Беларуси велодвижение стало настолько популярным, что велосипедисты-энтузиасты объединяются в общественные организации, действующие на некоммерческой основе, появились его ответвления, такие как «Велоледи», «Велосемья» и другие. Велосипедисты проводят массовые катания, веломарафоны, численность участников которых превышает тысячи человек.
Основные цели движения: повышение популярности велоспорта, объединение людей с интересом к велосипедным прогулкам («покатушкам») для совместных проектов, привлечение внимания как граждан страны, так и властей к проблемам велосипедного движения.
Главной проблемой комфортного передвижения по городу на велосипеде называют прежде всего недостаточно развитую инфраструктуру, а именно отсутствие велосипедных дорожек в нужном количестве.
Стремительный рост количества велосипедистов в Беларуси не мог не сказаться на состоянии дорожного движения. Велосипедисты имеют определенные права и обязанности на дороге, которые должны учитываться и соблюдаться всеми участниками дорожного движения. К сожалению, несмотря на высокие риски для жизни, здоровья, имущества, правила дорожного движения соблюдаются не всеми его участниками.
В период сезона, помимо прочих ДТП, печальная статистика ГАИ пополняется сведениями по авариям с участием велосипедистов.
На сегодняшний день по данным официального сайта МВД Республики Беларусь ДТП с участием велосипедистов зарегистрированы во всех областях. Наибольшее количество ДТП с участием велосипедистов отмечается в Брестской и Гомельской областях.
В Брестской области с начала года было совершено 21 ДТП, из них 13 — по вине велосипедистов; 2 человека погибло, 19 человек получили травмы разной степени тяжести, в 6 случаях велосипедисты находились в состоянии опьянения. В Гомельской области зарегистрировано 11 ДТП, из них 8 — по вине велосипедистов, обстоятельства 1 происшествия выясняются; 3 — со смертельным исходом, 7 — с телесными повреждениями разной степени тяжести.
В других областях и городе Минске велосипедисты также попадают в ДТП, причем некоторые из аварий заканчиваются гибелью велосипедиста, часто участниками ДТП становятся дети.
Положительная и стремительно увеличивающаяся динамика роста аварий с участием велосипедистов свидетельствует о наличии системных проблем интеграции велосипедистов в дорожное движение Беларуси.
Кирилл Т., водитель с 10-летним стажем из Гомеля так прокомментировал ситуацию:
— Очень опасные ситуации с велосипедистами на дороге случаются. И на переходе не спешиваются, и ночью по дороге без световозвращающих элементов ездят, дети вылетают на дорогу во дворах. Иногда страшно становится, что может случиться, если моментально не среагировать. Думаешь, неужели людям не страшно так по-дурацки жизнью рисковать? Да и у водителей рисков много. На секунду замешкался, а потом отвечай…
Участница Общественного объединения «ВелоГомель» Татьяна Ш. прокомментировала ситуацию на дорогах Беларуси с точки зрения велосипедистов.
— Во-первых, дороги в Беларуси до сих пор практически не приспособлены для свободного и комфортного передвижения велосипедистов. Дорога — для водителей, тротуары — для пешеходов.
Велосипедных дорожек катастрофически не хватает. Относительно недавно хотя бы появились велопарковки в общественных местах, да и то не везде. Велосипедист должен уступать фактически всем другим участникам движения. Кто-то спешит, кто-то элементарно не знает ПДД. Это очень печально, когда гибнут, травмируются люди, особенно дети.
Велосипедные прогулки должны приносить радость, бодрость, хорошее настроение.
Я считаю, что решить эти проблемы можно выделением в общем дорожном движении места непосредственно для велосипедистов, чтобы они не лавировали в потоках пешеходов, машин. Нужны велосипедные дорожки в большом количестве, особенно в местах серьезного трафика.
И вторая, не менее значимая мера — повышение человеческой сознательности, осведомленности относительно правил дорожного движения. Вот сейчас идет обсуждение нововведений в ПДД, касаемых также велосипедистов. И я лично была свидетелем случая, когда велосипедист не спешивался на нерегулируемом переходе, руководствуясь новыми правилами, хотя они еще не вступили в силу.
Чудом не случилось ДТП! Вот вам и причина — люди не получают своевременную информацию из официальных источников, руководствуются домыслами, слухами, неотсортированной информацией из Интернета.
Правила нужно разъяснять, особенно детям, они зачастую вообще не слышали о ПДД, при этом ездят на каникулах целыми днями по городу без присмотра взрослых. Культуру на дороге надо воспитывать, и наше ОО «ВелоГомель» готово помочь в этом.
УВД Гомельского облисполкома в комментариях к сложившейся ситуации выделило следующие основные причины аварий:
ГАИ пытается принимать меры по профилактике ПДД с участием велосипедистов. Так, в некоторых областях осуществляются рейды сотрудников ГАИ с целью выявить велосипедистов-нарушителей, разъяснить им правила движения на велосипеде на дорогах.
УВД Гомельского облисполкома с недавних пор принимает экзамен на получение прав на вождение велосипедов для юных участников дорожного движения. Для получения документа сдается теоретический и практический экзамен, и, по результатам успешной сдачи, выдается документ, похожий на «взрослые» водительские права.
Тем не менее следует отметить, что в условиях постоянно растущего трафика вопрос улучшения инфраструктуры движения велосипедов остается открытым и требует скорейшего разрешения.
Анна Чигина
Фото: © Белновости