Дрон-рейсинг – игрушки или будущее?

18.03.2019 13:08
Обновлено: 13.02.2023 01:56

В настоящее время все большую популярность набирают микробеспилотные летательные аппараты (далее МБЛА), более известные под названием дроны или коптеры. Они бывают различных видов и предназначения, с очень широким ценовым диапазоном.

Если с детства мечтаешь летать, любишь скорость, но есть проблемы, например, с переносимостью высоты, то дрон — это то, что тебе нужно. С помощью него можно участвовать в соревнованиях по мастерству пилотирования или на скорость, просто снимать фото и видео. Казалось бы, нашел симпатичный тебе по техническим характеристикам и с финансовой точки зрения летательный аппарат, купил, освоил управление — и вперед!  Но не все так просто. Давайте разбираться!

О стоимости

Посмотрев предложения по различным белорусским сайтам, сразу складывается обманчивое впечатление, что увлечение это недорогое. Но, пообщавшись с людьми, увлекающимися дронами не первый месяц, становится понятно, что, купив недорогой аппарат, можно в целом разочароваться в хобби. А те устройства, которые оснащены качественными видеокамерами, могут летать достаточно продолжительное время на приличное расстояние, не говоря про функции «автопилота», стоят далеко не одну сотню долларов.

Если посетить сайт Белорусской федерации беспилотной авиации (далее БФБА), то становится понятно, что летать можно далеко не везде! Запретные места размещены на карте сайта:

Дрон-рейсинг – игрушки или будущее?

Это регламентировано Постановлением № 19 от 27 сентября 2017 г. «О внесении изменения в постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 22 августа 2016 г. № 18».

На сайте также можно почерпнуть информацию о том, что летательный аппарат с массой более 0,5 кг должен подлежать маркировке с указанием фамилии, имени и отчества владельца, его адреса и контактов для связи либо наименования юридического лица, адреса организации, которой принадлежит устройство. А для осуществления фото- и видеосъемки владелец авиамодели должен получить разрешение Генерального штаба Вооруженных сил, после предоставить весь отснятый материал. Можно ознакомиться с правилами перемещения МБЛА через границу Республики Беларусь и ограничениями по использованию радиочастот.

Получается много сложностей?

Для прояснения ситуации мы решили пообщаться с заместителем председателя БФБА Бондариком Глебом Валерьевичем.

  • В настоящее время люди все больше увлекаются дронами, как и в каких целях они используют их чаще всего?
  • Любители МБЛА чаще всего используют в качестве любительской фото- и видеосъемки. Отдельно можно выделить спортивное направление — дрон-рейсинг. На сегодняшний день это и есть два основных направления, в которых простые обыватели используют данные аппараты.
  • Существуют ли в нашей стране какие-то любительские клубы?
  • Да, есть дрон-рейсеры, у них свои команды. Это достаточно серьезные ребята, которые выступают на мировом уровне, ездят на соревнования по Европе, в России. У них есть свои сайты, на которых можно ознакомиться с датами проведений соревнований у нас в Беларуси и за ее пределами.
  • Насколько на сегодня развит рынок беспилотников, много поставщиков?
  • Нет, их можно пересчитать по пальцам. Достаточно крупных официальных поставщиков всего три. Рынок достаточно узок. Но при этом есть крупный официальный фирменный магазин только одного из производителей. Когда его открывали, это был достаточно серьезный шаг в развитии беспилотников в нашей стране. К примеру, в Прибалтике нет аналогичных фирменных магазинов.
  • После покупки летательного аппарата его скорее всего нужно зарегистрировать. Как это происходит и сколько стоит?
  • На данный момент это все происходит через Белорусскую федерацию беспилотной авиации. Вступительный взнос составляет 1 базовую величину и столько же ежегодный. При этом вы получаете свидетельство Федерации, которое дает вам право на легальное использование нужных радиочастот.  Также выдается наклейка, которая соответствует 81-му Указу Президента «Об авиамоделях». Вы размещаете ее на свой коптер для дальнейшего его законного использования.

  • В настоящее время введено немалое количество ограничений при использовании МБЛА. Существует ли какая-то ответственность за отклонение от этих норм?  
  • Конечно. Существует административная ответственность за незаконное использование воздушного пространства. Мы орган не карающий, поэтому ее размер я не знаю. Основные ограничения описаны в уже упомянутом ранее 81-м Указе, где внесены общеевропейские нормы. К примеру, ограничение полетов не более 100 метров, в зоне прямой видимости, вне запретной зоны. При этом, в случае необходимости, в соответствующем ведомстве, в чьей компетенции она находится территориально, можно получить разрешение на полеты и там. Случаи привлечения к ответственности были, дела были на рассмотрении в судах. Департамент по авиации следит за соблюдением законодательства, к ним подключается МВД при необходимости. 
  • Расскажите, как беспилотники используются в нашей стране в промышленности?
  • Очень широко МБЛА различных назначений и технических характеристик используются в лесном хозяйстве. Но самое массовое использование в нашей республике в сфере геодезии. Тут оно самое развивающееся. Также активно используется в МВД, МЧС. К примеру, МЧС в апреле этого года даже проводит свои соревнования среди экипажей беспилотников, я к ним приглашен в качестве судьи. Победители этих соревнований поедут повышать свои навыки и делиться опытом с российским МЧС путем участия в схожих мероприятиях. Состязания проходят по теории, тренажерной подготовке, полетам. Беспилотники также развиты в телекоммуникационных компаниях. В МВД летательные аппараты уже будут использовать и для фиксации мест происшествий.
  • Сейчас у нас где-то можно пройти профессиональное обучение пилотов?
  • На данный момент нет законодательной основы для проведения обучений.  Мы сейчас организовываем обучающий центр на базе БНТУ с выдачей соответствующего документа государственного образца. Но этот диплом не является удостоверением на право использования беспилотного летательного аппарата. В настоящее время мы проводим большую работу в этом направлении и уже добились некоторых успехов. Например добились отсутствия сертификации беспилотников до 7 кг. Мы понимаем, что для допуска к полетам, к примеру, при проведении массовых мероприятий, люди должны проходить какое-то тестирование на знание теории и практики, но это должно быть гуманно. Мы боремся за то, чтобы всякого рода аттестации стоили разумных денег. Также сейчас идет обсуждение создания единого органа, который бы координировал работу по осуществлению контроля за работой микробеспилотных летательных аппаратов.

  • Прокомментируйте еще, пожалуйста, ситуацию с видеосъемкой?
  • Любая видеосъемка в воздухе с любого летательного аппарата в настоящее время регламентируется Генеральным штабом Министерства обороны Республики Беларусь и ведется только с его разрешения. При этом после проведения съемки, в срок, указанный в полученном разрешении, необходимо отснятый материал отдавать на экспертизу. Звучит угрожающе, но на практике получение такого разрешения происходит достаточно лояльно.

От себя хотелось бы добавить, что после разговора с Глебом Валерьевичем Бондариком я долго изучал просторы интернета и не нашел нигде информации об ответственности за осуществление видеосъемки с дронов без вышеоговоренного разрешения. Как потом оказалось, ее и нет.

Но нужно понимать, что в случае, если в кадре окажется некий засекреченный объект и ваш материал попадет на общее обозрение, то может наступить уголовная ответственность, например, за разглашение государственных секретов.   

Валерий Вижукайло 

Фото предоставлено собеседником

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. О стоимости
  2. Получается много сложностей?