Популярность спорта в Беларуси сильна. Спорт привлекает белорусов и как способ проявить активность, и как развлечение, что подтверждается успехом недавних II Европейских игр. Организация крупных международных соревнований формирует престиж страны на международной арене.
На 1 января 2019 года в Беларуси действует более 23 тысяч объектов спортивного назначения. В стране повсеместно открываются фитнес-клубы, тренажерные залы, крупные спорткомплексы частной и государственной формы собственности. Их среднестатистический посетитель – человек, желающий поддерживать уровень физической активности на уровне, приемлемом для поддержания здоровья, хорошего самочувствия и привлекательного внешнего вида.
Исторически сложилось, что сфера большого профессионального спорта в Беларуси финансируется из бюджета.
Нельзя отрицать, что в качестве источников финансирования привлекаются средства спонсоров, однако основное бремя ложится на госказну. Должен ли спорт быть традиционно расходной частью госбюджета? Могут ли государственные спортивные учреждения, дворцы спорта и прочие крупные многофункциональные спорткомплексы, приносить доход и выходить на самофинансирование?
Проанализируем расходы регионального бюджета Гомельской области на сферу спорта и сопоставим данные с размером доходов от реализации платных услуг спортивными учреждениями.
Показатель*, млн руб. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
1. Инвестиции в основной капитал организаций спорта и развлечений | 7,74 | 8,95 | 13,06 |
2. Стоимость платных услуг организаций спорта и развлечений, оказанных населению | 13,25 | 13,80 | 14,25 |
3. Расходы государственного бюджета на организации физической культуры, спорта, развлечений | 89,20 | 94,70 | 108,50 |
*Значение представленных показателей определено расчетным путем, исходя из данных о значениях показателей 1-3 в целом по Гомельскому региону по всем видам деятельности и долей организаций спорта и развлечений. Для расчета использовались данные статистического справочника "Гомельская область в цифрах, 2019", опубликованного на сайте Белстата.
Как видно из таблицы, расходы госбюджета на финансирование организаций спорта в Гомельском регионе возрастают, как и инвестиции в основной капитал. В условиях популярности спорта данная тенденция не кажется удивительной.
По официальным данным в ведомстве Управления спорта и туризма Гомельского облисполкома находится 15 организаций, из них 9 центров олимпийского резерва, представленных такими комплексами, как ледовый дворец, дворец водных видов спорта, легкой атлетики, гребных видов спорта, игровых видов спорта, конного спорта, единоборств, тенниса и другие. Каждый из комплексов имеет большую территорию, огромную материально-техническую базу, современное оснащение.
С первого взгляда напрашивается вопрос: могут ли государственные спортивные учреждения, обладающие огромными мощностями в виде хорошо оборудованных современных спортивных комплексов, существовать на самообеспечении?
В 2018 году стоимость платных услуг, оказываемых населению спортивными организациями, включая частные, составила 14,25 млн руб.
В сравнении с размерами бюджетного финансирования спортивных организаций (108,50 млн руб. по Гомельскому региону в 2018 г.), становится ясно, что объема реализации платных услуг населению недостаточно для покрытия финансовых нужд. Почему государственные спортивные организации не стремятся зарабатывать?
По данным официальных сайтов, большинство дворцов спорта оказывает следующие возмездные услуги:
Спектр услуг, предоставляемых государственными спортивными учреждениями, достаточно широк, однако по определенным причинам они не настолько востребованы, как услуги частных спортивных залов, несмотря на более высокую стоимость последних.
Бывший сотрудник государственного спортивного учреждения Александр С. так прокомментировал ситуацию:
– Я год проработал в спортивном госучреждении. Был дежурным по тренажерному залу. Потом ушел в частный фитнес-клуб работать тренером.
Причины ухода банальны: возможность развиваться в своей сфере и хорошо зарабатывать. В частном клубе, помимо оклада за дежурство на смене, мне оплачивалась каждая персональная тренировка, составленная программа тренировок.
Если в госучреждении 300 рублей в лучшем случае зарабатывал, то на новом месте выходило от 1 000 (это было два года назад). Кроме того, в частном тренажерном зале приятно работать: все очень вежливые, комфортная атмосфера. Оборудование качественное и хорошо подобрано, любые поломки устраняются незаметно и своевременно.
В госучреждении было два тренажерных зала, один из которых принимал платных посетителей. Люди туда приходили, но не много. Среди недостатков могу назвать маленькое помещение, кардиотренажеры вечно неисправны, покрытие пола – плитка, что для тренажерного зала крайне непрактично, абонементы не предусмотрены, персональные тренировки тоже.
Я пытался проявить инициативу и выбить дополнительное оборудование, но руководство сказало, что денег нет. Из положительного – конечно, цена, рубля 3-4, когда в частном зале уже 8-10 было.
Ну и кому-то удобно по месторасположению. Но, как показала моя практика, люди, которые уже решили заниматься спортом, заплатят больше, чтобы получить качественную услугу, особенно новички, так как им нужны персональные тренировки или хотя бы хорошая консультация.
Свое мнение о посещении спортивных учреждений государственной и частной форм собственности высказала и Анна А.:
– Я тренируюсь уже 5 лет регулярно. Пробовала разные спортивные залы и площадки. Если я собираюсь плавать или кататься на коньках – выберу соответствующий дворец спорта, так как там есть хорошие большие площадки под эти виды активности, но тренажерный зал или занятие по йоге посещаю только в частных клубах.
Дело в отношении персонала к клиенту. В частных клубах все работает для клиента, чтобы ему было удобно.
А в государственных учреждениях часто сталкиваешься с пренебрежительным отношением: могут нахамить, постоянно надо подождать, пройти кучу постов, записаться в какие-то книги, оборудование хуже, тренеры часто не работают с посетителями, а просиживают штаны в уголке с телефоном. Сразу появляется ощущение, что тебя здесь не желают видеть.
Как видим, многие государственные спортивные учреждения, входящие в олимпийский резерв и обладающие большой ресурсной базой, не стремятся развивать коммерческое направление своей деятельности, которое могло бы им позволить не только снизить расходы бюджета на финансирование спортивной отрасли, но и создать дополнительные возможности для ее развития.
Подводя итоги, среди основных причин низких доходов дворцов спорта от реализации услуг населению можно назвать низкую заработную плату и, как следствие, отсутствие мотивации у сотрудников, недостатки кадровой политики (назначения на руководящие должности бывших спортсменов, не имеющих навыков коммерческого менеджмента), неоправданно заниженные цены на услуги, откровенно слабый маркетинг и многие другие.
Развитие коммерческой составляющей деятельности государственных спортивных учреждений решило бы многие финансовые проблемы данной области, а высвобожденные бюджетные средства могли бы быть направлены на другие социальные программы.
Анна Чигина
Фото: © Белновости